8 мин. на чтение

Как правильно «прикуривать» автомобиль?

Ситуация: аккумулятор в машине сел, и авто не заводится. Можно воспользоваться старым дедовским методом. Но как «прикурить» автомобиль от другого автомобиля и какие могут быть подводные камни? Расскажем, что нужно делать, чтобы не сжечь ЭБУ второй машины, избежать взрыва батареи и пожара.

Содержание

Причины, по которым садится аккумулятор

Новая автомобильная батарея летом за сутки теряет 0,5-0,8% заряда. Самая частая причина полного разряда к утру за ночь — владелец забыл выключить фары или другой потребитель энергии. Более серьезные причины относятся к аккумулятору или электрике автомобиля.

img
Источник: carfromjapan.com

Износ аккумулятора

Новая АКБ необратимо теряет в год примерно 15% емкости. Поэтому через пять лет работы батарея на 45 А*ч превращается в 11-амперную, а в 30-градусный мороз она сможет «отдать» только половину — около 5 А*ч, если не считать потери на потребителей в виде сигнализации и других составляющих. Это емкость АКБ среднего смартфона, которой хватит только на несколько секунд работы стартера.

Поломка генератора

Это косвенная причина, из-за которой аккумулятор не заряжается во время езды, а расходует энергию на зажигание и работу электроприборов автомобиля. Емкости в 45 А*ч хватит примерно на 70-минутную поездку без исправного генератора, после чего автомобиль заглохнет или довезет до дома, но на утренний запуск энергии может уже не хватить.

img
Источник: xesuzuki.com.vn

Повышенный разряд в простое

Короткое замыкание, неисправность сигнализации или другого потребителя тока может незаметно тратить электричество во время простоя автомобиля. В результате зимой одна из таких неполадок может израсходовать весь заряд изношенной АКБ за ночь.

Какие машины нельзя «прикуривать»

Главное правило относится не к тому, как правильно «прикурить» машину, а предостерегает от запуска автомобиля от донора с запущенным двигателем. Многие автолюбители советуют так делать, но это опасно для второго автомобиля по двум причинам.

img
Источник: autoblog.com

Первая: получатель берет ток не от АКБ, а от генератора донора. В результате из-за резкого повышения нагрузки генератор может сломаться (сгорает диодный мост). Вторая опасность — у некоторых машин со сложной электроникой может перегореть электронный блок управления автомобилем по той же причине. Остальные ограничения перечислены ниже.

Процедура запрещена по паспорту ТС

Некоторые автопроизводители запрещают «прикуривание». Поэтому перед тем, как «прикурить» авто, лучше позвонить в дилерский центр или своему автоэлектрику и спросить, будут ли у процедуры последствия (если автомобиль современный).

Не подходит напряжение

Автомобили работают с 12-вольтовыми батареями, но на некоторых грузовиках и старых внедорожниках встречаются 24-вольтовые. «Прикуривание» от такого аккумулятора повредит электронику получателя.

Слишком большой пусковой ток

Он измеряется в амперах (не в ампер-часах) и определяет, какую пиковую силу тока может выдать исправный аккумулятор на несколько секунд. В грузовиках могут быть установлены АКБ на 1000 и более ампер, в легковых машинах — на 500-800. Слишком сильный ток повредит электронику получателя, поэтому лучше в качестве донора искать похожую по размерам и мощности машину.

Аккумулятор поврежден

Если корпус батареи донора или получателя треснул, на нем видны подтеки электролита, вздутие или есть запах серы, «прикуривать» автомобиль нельзя. Последствия непредсказуемы: от воспламенения до детонации.

img
Источник: oil-club.ru

Автомобиль «высадил» свою АКБ и не запустился

Если аккумулятор получателя разрядился из-за долгих попыток запустить мотор, то «прикуривать» машину бессмысленно: проблема не в АКБ, а в автомобиле.

Другой нюанс — «прикуривание» зимой. Если оставить на морозе частично разряженную АКБ, то часть жидкости внутри банок (капсул с электролитом) замерзнет. Если в этом случае успешно «прикурить» авто, то токи генератора машины для частично работающего аккумулятора будут слишком большими.

В результате сепараторы, разделяющие плюс и минус исправной АКБ, постепенно повреждаются — в них образуются токопроводящие перемычки. Если продолжать использовать аккумулятор, перемычки соединяют плюс и минус одной или нескольких банок АКБ — и происходит короткое замыкание. После этого аккумулятор теряет часть напряжения и перестает нормально работать. Чтобы этого избежать, в сильные морозы лучше заносить батарею на ночь домой.

Какие провода нужно использовать для прикуривания автомобиля

Для запуска двигателя от АКБ чужой машины продаются специальные пусковые провода. Они бывают алюминиевые и медные. Вторые лучше из-за гибкости и удельного сопротивления меди — оно на 60% меньше, чем у алюминия. В результате жилы меньше нагреваются и выдерживают большую силу тока. Требования к проводам:

  • длина — 3 метра (чем длиннее, тем больше сопротивление кабеля, а короткие провода нужно будет закреплять в натяжку, поэтому есть риск срыва зажимов с клемм);
  • изоляция: ПВХ на морозе трескается и сковывает провода, поэтому лучше купить кабели с изоляцией из резины;
  • зажимы должны крепко держаться на металле;
  • состояние: изоляция цела, нет «кисточек» из жил на концах проводов;
  • максимальный пусковой ток — не менее 400 ампер.

Если использовать бытовые провода, то машину не получится «прикурить» от аккумулятора другого автомобиля, как правильно сказано в инструкциях по эксплуатации большинства автомобилей — это может закончиться оплавлением изоляции или самих проводов.

Как правильно запустить авто от аккумулятора другой машины

Если пункт «Какие машины нельзя „прикуривать“» учтен, нужно отыскать место размещения аккумулятора. Он может быть установлен в багажнике, под сиденьями или капотом. После этого нужно выполнить следующие шаги:

  1. Поставить машины рядом, но нельзя допускать касания кузовов. Например, при открытии дверей.
  2. АКБ получателя мог разрядиться из-за потребителя тока, поэтому нужно проверить все кнопки и перевести их в положение «Выкл.» (габариты, подсветка салона, музыка и другие).
  3. Заглушить мотор донора и выключить зажигание на обеих машинах.
  4. Определить полярность АКБ. Черным цветом обозначают минусовой контакт, красным — плюсовой. Стартовые провода для удобства делают такого же цвета.
  5. Прочно подсоединить зажим красного кабеля к плюсу донора (клемму можно не снимать).
  6. Другой конец подключить к плюсу получателя.
  7. Подсоединить черный кабель к минусу донора.
  8. Подключить второй зажим черного кабеля к двигателю получателя поближе к стартеру или к металлической части кузова в подкапотном пространстве.
  9. Включить зажигание донора и завести двигатель.
  10. Отключить черный провод от двигателя получателя, потом — от клеммы донора.
  11. Отсоединить красный провод от клеммы получателя, потом — от АКБ донора.

В теории, зажим черного провода можно подключить к минусовой клемме батареи получателя, а не к двигателю. Но в этом есть две опасности. Первая заключается в том, что о состоянии АКБ получателя ничего неизвестно. Если аккумулятор старый, электролит мог частично выкипеть (возможно, поэтому АКБ и разрядилась).

img
Источник: orangebuyscars.com

Если место в банках батареи не занимает электролит, его может занимать смесь водорода и кислорода — гремучий газ. Для его детонации достаточно искры от минусовой клеммы при касании с зажимом. Поэтому зажим желательно отвести подальше от аккумулятора — к металлической части двигателя или кузова.

img
Источник: automotorpad.com

Вторая причина — так удастся вывести из цепи разряженную батарею получателя. Если подсоединить зажим к батарее, она начнет заряжаться, что снизит доступное стартеру напряжение. Поэтому появляется риск высадить аккумулятор донора и не запустить оба автомобиля.

Как «прикурить» машину от пускового устройства

Пусковые бустеры или пуско-зарядные устройства рассчитаны не на подпитку стартера, а на зарядку аккумулятора получателя и работу вместе с ним одновременно. Поэтому оба контакта такого устройства нужно подключать к АКБ. Процесс запуска выглядит так:

  1. Отключите зажигание, фары и другие потребители тока.
  2. Подсоедините плюсовой контакт выключенного бустера к плюсовой клемме АКБ.
  3. Подключите минусовой провод (черный) к минусовой клемме.
  4. Включите устройство и дождитесь звукового сигнала или включения светодиода, сигнализирующего о готовности.
  5. Запустите двигатель.

После запуска отсоедините минусовой провод, затем — плюсовой. Если с первого раза двигатель не запустился, вновь отключите зажигание и подождите, пока бустер подзарядит АКБ. Если у вас есть пусковое устройство, то необязательно знать, как «прикурить» автомобиль от другого автомобиля проводами, — гаджета хватает на 5-15 пусков в зависимости от емкости аккумулятора.

img
Источник: danicawall.blogspot.com

Такие устройства подбираются в зависимости от мощности двигателя. Например, «ДАДЖЕТ Автостарт» способен прокрутить двигатели объемом до 3,5 литров, а в CARCAM Jump Starter ZY-20 есть входы USB-A, с помощью которых можно подзарядить разрядившийся на морозе смартфон и вызвать эвакуатор.

Пуско-зарядное устройство ДАДЖЕТ Автостарт

2 690 р.*
Смотреть товар

Пуско-зарядное устройство CARCAM Jump Starter ZY-2

6 800 р.*
Смотреть товар

Меры безопасности

Итак, как «прикурить» машину и не сломать ее? Главное правило техники безопасности при работе с АКБ — нельзя замыкать контакты аккумулятора. Например, касаться зажимом кузова, если другой конец кабеля подключен к батарее. В месте контакта появятся искры, а сам зажим может частично привариться к месту касания. Другие правила выглядят так:

  • Не оставляйте ключи зажигания в доноре и получателе. Во время запуска может сработать сигнализация и центральный замок, поэтому достать их без спецсредств не получится.
  • При появлении запаха гари прекратите запуск двигателя.
  • Изоляция проводов должна быть целой.
  • Кабели должны провисать, а не быть натянуты — так удастся избежать срыва зажимов.
  • Не крутите стартер больше пяти секунд, иначе можно разрядить АКБ донора. Если не получается запустить мотор спустя три попытки, то проблема в машине, а не в АКБ.

Чтобы избежать повторения неожиданного разряда аккумулятора, нужно выяснить, почему он сел. Например, можно отсоединить минусовой провод на ночь: если аккумулятор к утру остался заряженным, проблема в электрике автомобиля. Иначе нужно заменить, обслужить или зарядить АКБ. Возможно, из-за коротких поездок генератор не успевал это сделать.

img
Источник: www.youtube.com

Если у вас легковой автомобиль с АКБ до 120 А*ч, воспользуйтесь зарядкой Goodyear CH-4A.

Зарядное устройство Goodyear CH-4A

5 299 р.*
Смотреть товар

Более мощная модель CH-10A справится с аккумуляторами побольше — до 200 А*ч.

Автомобильное зарядное устройство Goodyear CH-10A

8 299 р.*
Смотреть товар

Для спецтехники созданы отдельные виды зарядных устройств. Например, «Вымпел 37». Он зарядит АКБ «Камаза» или другого грузовика с батареей до 240 А*ч. Но после мороза подключать аккумулятор к сети нельзя — нужно дать оттаять льду внутри как минимум сутки. Иначе электролит начнет кипеть, а свинцовые пластины — разрушаться.

Пуско-зарядное устройство Вымпел 37 автомат

5 100 р.*
Смотреть товар

Реклама. Рекламодатель: ООО «МВМ»
2SDnjdSkc6k

Посмотреть все пуско-зарядные устройства и выбрать свое

Выбрать

*Информация о товарах, размещенная на «Эльдоблоге», не является публичной офертой. Цена товаров приведена справочно. С актуальными ценами на товары в соответствующем регионе вы можете ознакомиться на сайте eldorado.ru

Хотите стать автором «Эльдоблога»? Тогда присылайте нам свои обзоры и видео техники и получайте до 1000 бонусов на новые покупки!