Узнать фильмы режиссера Уэса Андерсона легко даже по одному кадру — автору удалось создать свой неповторимый визуальный стиль, который погружает зрителя в сказочный мир. На сегодняшний день Андерсон снял 11 полнометражных фильмов. Давайте рассмотрим, какие творческие приемы использует автор, и разберемся, за что мы так любим его кино.
Знакомьтесь, Уэс Андерсон
Уэс родился в Техасе, США, в 1969 году. Он рос с двумя братьями (один из них, Эрик, стал иллюстратором и работает над фильмами Уэса). Родители будущего режиссера развелись, когда ему было 8 лет. Эта ситуация сильно повлияла на его творчество — во многих фильмах идет речь о семейных трудностях, запутанных отношениях между родственниками, поиске своего места в мире.
В кино Андерсон самоучка, он окончил философский факультет университета Остина. Первый фильм, «Бутылочная ракета», Андерсон снял в 1996 со своим товарищем по университету Оуэном Уилсоном, в будущем — знаменитым актером, сыгравшим во многих фильмах режиссера. Фильм не стал успешным в прокате, но был замечен известными критиками, поэтому Андерсон смог продолжить экспериментировать со стилем съемки, получил в свое распоряжение известных актеров — например, Билла Мюррея, который позднее снялся практически во всех его фильмах, начиная с «Академии Рашмор».
Пожалуй, самый известный и яркий фильм режиссера — «Отель Гранд Будапешт». На его примере разберем то, что отличает фильмы Андерсона от всех остальных.
Визуальный стиль
Симметрия
Это первое, что бросается в глаза даже тем, кто далек от профессии кинокритика. Абсолютно все кадры идеально выстроены: и крупные планы героев, и сложные сцены в интерьерах, на природе. В жизни симметрия встречается не так часто — даже половины лица у человека отличаются, а предметы в наших комнатах расставлены довольно хаотично. Поэтому мир внутри симметричных кадров воспринимается искусственным, нереальным. Мы сразу считываем что-то неладное и понимаем, что оказались словно на театральной сцене. Дальнейшие приемы лишь усиливают это впечатление.
Детализация
Помимо этого, каждый кадр наполнен любопытнейшими деталями — хочется поставить фильм на паузу и рассматривать их все. Большое внимание уделяется милым вещицам, стильным костюмам, иллюстрациям — специально для фильма создаются титры, книги, газеты, упаковки, записки героев в стилистике произведения.
Титры и закадровый голос
Еще большей театральности фильмам Андерсона придают титры, которые делят повествование на главы, акты, эпизоды. Титры оформлены по-разному внутри одного фильма в зависимости от того, о чем идет речь в этом разделе. Голос рассказчика за кадром дает пояснения. В связке титры и голос акцентируют внимание на важных для режиссера деталях: кажется, словно он сам рассказывает нам историю.
Цветовая гамма
Палитра в фильмах пастельная, теплая, приглушенная, отсылает нас к ощущению сна и чего-то нереального, сказочного, старинного. Обычно в каждом фильме преобладают два-три цвета. В «Отеле Гранд Будапешт» это розовый, красный и фиолетовый.
Вымышленные места
Названия не только отелей, но и городов и даже целых стран существуют только в воображении автора и в пространстве фильмов. В «Отеле», например, герои обитают в несуществующей европейской стране Зубровке.
Актеры
Андерсон любит работать с одними и теми же актерами, которые переходят из одного фильма в другой. Этот прием создает впечатление, будто ты снова встретился со старыми знакомыми, смотреть кино становится очень комфортно. При этом образы актеров в каждом фильме настолько разные, что их невозможно спутать друг с другом.
Чаще всего в фильмах Андерсона мы видим Билла Мюррея и Оуэна Уилсона, но с завидной регулярностью на экране появляются и многие другие звезды кинематографа: Эдриан Броуди, Джуд Лоу, Сирша Ронан, Тильда Суинтон, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Джуд Лоу, Леа Сейду, Тимоти Шаламе, Скарлетт Йоханссон.
Фантасмагория
Фильмы Андерсона даже не пытаются делать вид, что повествуют нам о реальных событиях и локациях. Люди здесь двигаются и действуют неправдоподобно, их мимика утрирована, словно они — персонажи немых фильмов прошлого века. Мир вокруг сводит с ума своей причудливостью, идеальной симметрией, а музыка, в которой переплетены жанры и эпохи, добавляет атмосферы. Пейзажи выглядят как театральные декорации (отчасти это правда — например, для съемок отеля использовали настоящий «кукольный домик», макет здания). Для съемки часто выбраны необычные ракурсы: завышенный, над головами, на уровне пола, фокус на деталях, съемка сквозь другой предмет.
Во время просмотра кино кажется, будто ты находишься во сне, и просыпаться совершенно не хочется — скорее бы узнать, что будет дальше! По совокупности этих приемов можно легко узнать фильм Уэса Андерсона.
Далее изучим фильмы Уэса Андерсона: список из 10 фильмов режиссера, ставших бесспорной классикой кинематографа. Бонусом обсудим новый фильм, вышедший на экраны летом 2023 года. Рейтинг фильмов составлен по субъективному мнению автора. Начнем с самого любимого и захватывающего!
1. Отель «Гранд Будапешт» (2014)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.9
Невероятную историю, произошедшую в роскошном отеле «Гранд Будапешт» в начале прошлого века, рассказывает его нынешний владелец Зеро Мустафа. Когда-то он устроился сюда на работу младшим портье под надзором месье Густава. И тут начались приключения: первая любовь, борьба за состояние богатой семьи, кража ценной картины, преследование, погони...
Пожалуй, это самый красивый фильм Андерсона, где идеально сочетаются его фирменные визуальные приемы, сюжет, ритм повествования, музыкальное сопровождение, игра актеров. Хочется бесконечно разглядывать костюмы героев, интерьеры отеля, пейзажи несуществующей республики Зубровка. После просмотра остается очень теплое и приятное впечатление, будто ты сам побывал в красивой сказочной стране.
2. Остров собак (2018)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 8.1
Мультфильмы Андерсона тоже очень необычные: в них используется не компьютерная графика, а куклы! Чтобы создать иллюзию плавного движения, в каждом кадре их немного передвигают. При быстрой смене таких стоп-кадров глаз не замечает подвоха, но для этого нужно от 24 до 16 кадров в секунду. Андерсон же использует всего 12 кадров, поэтому движения персонажей получаются отрывистыми и нереалистичными, что соответствует эстетике фильмов режиссера.
«Остров собак» рассказывает историю о дружбе и преданности, героизме и противостоянии человека и государства. В тоталитарной Японии на пост мэра пришел политик, который решил выселить всех собак на мусорный остров. Первым делом туда отправляют Спота, любимого питомца 12-летнего мальчика Атари, воспитанника мэра. Мальчик решает перебраться на остров, чтобы спасти своего пса, а заодно помочь и всем остальным его друзьям.
Герои мультфильма говорят свои реплики, глядя прямо в камеру, — это создает впечатление настоящего и пронзительного диалога со зрителем.
3. Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» (2020)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.5
Первая половина фильма снята на черно-белую пленку — таким образом Андерсон погружает нас в атмосферу кино 60-х и отдает дань уважения режиссерам, творившим в тот период.
Несколько историй, показанных в картине, — сюжеты из последнего выпуска журнала «Французский вестник». Они не связаны друг с другом и рассказывают о самых разных вещах: о велосипедной экскурсии по прошлому и настоящему небольшого городка; о психически неуравновешенном художнике, создающем шедевры, отбывая наказание в тюрьме; о студенческом протесте и романе журналистки с главным идеологом-революционером; о частном ужине, превратившемся в перестрелку.
Объединяет новеллы то, что в них уделяется внимание журналистам, создающим истории-заметки для издания: они здесь не сторонние наблюдатели, а полноправные участники событий. Также во всех историях есть любимые режиссером неожиданные сюжетные твисты: развязка вас удивит! Ну и, конечно, звездный состав не может не радовать — в каждом кадре любимые Уэсом Андерсоном знаменитости.
4. Семейка Тененбаум (2001)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.4
Глава семейства Тененбаум на старости лет осознает, что мало времени уделял общению с родственниками, поэтому придумывает хитроумный план. Он рассказывает, что смертельно болен и жить ему осталось не более шести недель. Узнав об этом, вся семья вновь собирается под одной крышей. Столь разным ярким личностям сложно ужиться вместе, но они ищут пути решения конфликтов, узнают многое друг о друге и сами о себе.
Семейный кризис хорошо знаком режиссеру: в этом фильме он выразил свои эмоции и переживания от развода родителей. Есть и прямые параллели с семьей Андерсона: его мать, как и жена главного героя, после развода стала археологом.
5. Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники (2007)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.2
И вновь рассказ о непростых семейных отношениях. На этот раз в формате роад-муви. Три брата не общались друг с другом целый год, но старший из них решает, что пора что-то изменить. Он зовет всех отправиться в путешествие на поезде, чтобы посетить их мать, но истинную цель поездки не разглашает. Братья уверены, что едут за духовным просветлением. Однако всё идет по-старому: троица постоянно ругается и не может найти общий язык. После драки братьев выставляют из поезда посреди Индии. Тут и начинаются настоящие приключения, которые помогают родственникам иначе посмотреть друг на друга.
6. Бесподобный мистер Фокс (2009)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 8.0
Мультфильмы Андерсона напоминают басни — рассказывают истории про зверей, но на самом деле — про людей. В центре повествования снова история взаимоотношений в семье и поиска себя. Лис мистер Фокс, прирожденный охотник, долгое время промышлял воровством в курятнике. Однако со временем обзавелся семьей и решил остепениться. Но инстинкты и азарт побеждают, лис берется за старое... Автор приглашает нас порассуждать о том, как важно не предавать себя и не пытаться вписываться в стандарты общества.
Кстати, это единственная картина, где можно увидеть образ, напоминающий самого Андерсона. Главный герой, мистер Фокс, не только похож на Уэса характером, но и внешне — тоже любит костюмы песочного цвета.
7. Королевство полной луны (2012)
Именно с этого фильма началось знакомство российского зрителя с творчеством Андерсона — до этого его ленты не показывали в наших кинотеатрах. На экране мы наблюдаем трогательную историю первой любви. Юные Ромео и Джульетта, Сэм и Сьюзи, не вписываются в общество: интеллигентные родители считают дочь трудным подростком, а сироте Сэму приходится непросто в лагере бойскаутов: другие мальчики его не принимают. Однако, в отличие от шекспировских героев, Сэм и Сьюзи решают прожить долгую и счастливую жизнь, причем совместную, поэтому сбегают подальше от всех проблем и решают жить в палатке на острове. Они странные, неловкие, со своими причудами, но оказываются на удивление серьезнее взрослых, которые отправляются на их поиски.
Несмотря на любовь режиссера к съемкам мировых звезд в своих картинах, на роли подростков он искал непрофессиональных актеров, которые никогда нигде не снимались. Он хотел показать на экране настоящие, а не наигранные эмоции.
8. Водная жизнь (2004)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.2
Андерсон продолжает исследовать тему семьи, только на этот раз — в замкнутом пространстве подводного судна. Бесстрашный исследователь океана Зиссу (его прообразом послужил Жак-Ив Кусто) отправляется на поиски акулы, съевшей его лучшего друга. Вместе с ним собралась разношерстная команда. Все они удивительным образом связаны: к кому-то Зиссу испытывает теплые чувства, кого-то он терпеть не может, кто-то был очень важен для него в прошлом...
Несмотря на то что фильм посвящен великому ученому, на экране мы не увидим захватывающих кадров морских глубин. Весь подводный мир — нарочито искусственная декорация. Режиссер использует свой излюбленный прием эффекта театральной сцены, чтобы подчеркнуть, что для него важен не антураж происходящего, а отношения между героями, их характеры, мысли, чувства и поступки.
9. Академия Рашмор (1998)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 7.5
Десятиклассник Макс Фишер учится в престижной школе и успевает всё и везде, кроме учебы: занимается фехтованием, создает школьную газету, состоит в обществе пчеловодов, сочиняет пьесы, заряжает всех вокруг своими безумными идеями. Отношения со сверстниками не складываются, зато он заводит дружбу со второклассником и взрослым миллионером Хэрманом, влюбляется в свою учительницу Розмари. Макс находится в поиске способов реализации своей неуемной энергии и одобрения со стороны окружающих. Однако, проходя через жизненные испытания, взрослеет внутренне и понимает, что главное — не предавать себя самого.
Этот фильм также имеет много общего с биографией Андерсона и его товарища Уилсона, вместе с которым они написали сценарий киноленты. Уэс влюблялся во взрослую женщину, а Оуэна, как и Макса Фишера, исключали из школы в десятом классе. В этом фильме впервые снялся Билл Мюррей, который далее появился во всех фильмах режиссера. Сценарий так понравился актеру, что он согласился сниматься за скромный гонорар в 9 000 долларов, а в процессе съемок помогал Андерсону оплачивать счета.
10. Бутылочная ракета (1995)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.7
Первый полнометражный фильм Андерсона, по которому еще сложно узнать почерк ставшего всемирно известным режиссера. Однако здесь уже появляются его фирменные приемы: внимательная работа с цветовой гаммой и очаровательные главные герои — Оуэн Уилсон и его брат Люк.
Троица, познакомившаяся в психбольнице, ограбила книжный магазин и весь фильм разбирается с последствиями своего неуклюжего нападения. Они ожидали романтики и свободы, на деле же прослыли неудачниками в гангстерском деле. Однако герои не вызывают отторжения, скорее сочувствие: они никому по-настоящему не приносят вреда, кроме самих себя.
11. Город астероидов (2023)
Рейтинг на «Кинопоиске»: 6.5
В небольшом американском городке, где тысячу лет назад упал астероид, ежегодно проводится собрание юных талантливых астрономов. Однако во время традиционного награждения участников неожиданно появляются инопланетяне, которые похищают реликвию...
Если раньше в лентах Андерсона нам намекали, но напрямую не говорили, что мы находимся внутри театральной постановки, то здесь параллельно с развитием событий показана жизнь сценаристов и актеров по другую сторону камеры, снятая на черно-белую пленку в противовес сочной картинке основной части фильма. Ведущий рассказывает зрителю об этапах создания пьесы: как пишется сценарий, выбираются реплики.
Новый фильм Андерсона производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, всё снято в лучших традициях маэстро: идеальные кадры, пастельная цветовая гамма, именитые актеры. С другой стороны, не хватает динамики развития сюжета, неизменной душевной музыки в нужные моменты. Кажется, будто автор начинает утопать в самоповторах, которые не идут на пользу картине.
Хочется надеяться, что впереди нас ждут новые захватывающие фильмы от Уэса Андерсона!