8 мин. на чтение

Альтернатива Nvidia DLSS: что такое AMD FSR, и что нового в четвертом поколении

img

Раньше игры либо шли хорошо и с высоким фреймрейтом, либо выглядели красиво. Одновременно — только на очень дорогом железе. Чтобы исправить это, придумали хитрые технологии, которые почти волшебным образом делают анимации гораздо плавнее. Компания NVIDIA назвала свою DLSS, Intel — XeSS, а от AMD вышла FSR. Эти программы «обманывают» картинку, рисуя больше кадров, чем есть на самом деле.

В этом материале поговорим, как работает технология FSR, как она развивалась и почему ее четвертая версия может приятно удивить.

Содержание

Откуда вообще взялись технологии апскейлинга

Современные игры становятся все красивее — больше деталей, круче освещение, реалистичнее движения. А в самых последних релизах и вовсе нет возможности отключить «прожорливые» технологии вроде рейтрейсинга.

За все это приходится платить: картинка с каждым годом все сильнее нагружает видеокарты. Чтобы получить плавное изображение и при этом не видеть «пиксельную кашу», нужны серьезные мощности. И вот тут на помощь приходят технологии апскейлинга.

Апскейлинг — это способ нарисовать картинку в более низком разрешении, а потом «умно» ее увеличить до нужного. В итоге получается почти как Full HD, 2K или даже 4K, но видеокарта при этом трудится гораздо меньше.

Видеокарта Gigabyte GV-N507TWF3OC-16GD
109 299 р.*
Смотреть товар
Видеокарта Gigabyte GV-N507TEAGLE OC-16GD
108 999 р.*
Смотреть товар
Видеокарта Gigabyte GV-N507TAERO OC-16GD
119 999 р.*
Смотреть товар

Первой популярной технологией апскейлинга стала DLSS от NVIDIA. Она использует нейросети, чтобы дорисовывать недостающие кадры. AMD решила не отставать и создала FSR — свой вариант ускорения картинки, но без искусственного интеллекта. С тех пор эти технологии начали активно развиваться, и теперь почти каждая крупная игра предлагает их поддержку.

Коротко о плюсах технологии апскейлинга:
  • повышает количество кадров в секунду
  • уменьшает нагрузку на видеокарту и повышает качество картинки
  • позволяет запускать тяжелые игры на слабом железе без апгрейда ПК
  • часто поддерживается даже на старых видеокартах (в случае FSR)
И немного о минусах — они тоже есть:
  • картинка менее четкая, чем в «родном» для монитора разрешении
  • иногда появляются визуальные артефакты или «мыло»
  • работает далеко не во всех играх
  • могут быть задержки ввода или проблемы с интерфейсом
  • требует ручной настройки — не все включается автоматически

Что под капотом у FSR 4: важные новшества

Как ясно из названия, до этой версии у FSR от AMD было три итерации. Каждая последующая предлагала все больше плюсов, лучшую графику и меньшую нагрузку на видеокарту. А что в FSR 4?

FSR 4 — серьезный шаг вперед. Главное новшество — теперь FSR использует для обработки нейросетевые мощности, как у конкурентов от NVIDIA и Intel. Система FSR 4 работает на базе технологии Fluid Motion Frames и умеет не только повышать разрешение картинки, но и вставлять дополнительные кадры между настоящими. Это дает заметный прирост fps, особенно на мощных системах. Теперь это действительно полноценный апгрейд картинки на лету.

Кроме того, AMD переработала алгоритмы сглаживания и шумоподавления, из-за чего изображение стало выглядеть четче и стабильнее. Добавились новые инструменты для разработчиков, чтобы они могли точнее настраивать FSR под свои игры. Это сделано для того, чтобы максимально приблизиться к качеству DLSS, но без использования специального железа.

Выглядит все это внушительно, но, как водится, не без нюансов.

Видеокарта Asus DUAL-RTX3050-O6G
19 499 р.*
Смотреть товар
Видеокарта Asus DUAL-RTX3050-O8G-V2
26 999 р.*
Смотреть товар
Видеокарта Asus Dual-RTX4070-O12G-White
78 999 р.*
Смотреть товар

Почему старые видеокарты пролетают мимо

В отличие от предыдущих версий, FSR 4 не заработает на любой видеокарте. Новая система генерации кадров с использованием нейросетей требует куда больше ресурсов и поэтому официально поддерживается только на видеокартах серий RX 7000 и RX 9000. Причина простая: старые GPU не справляются с повышенной нагрузкой, особенно когда нужно дорисовывать промежуточные кадры в реальном времени.

Кроме того, механизм FSR 4 тесно завязан на технологии Fluid Motion Frames, которая изначально разрабатывалась под архитектуру RDNA 3. Поэтому даже владельцам RX 6000 остается довольствоваться FSR 2 или 3. Для AMD это шаг в сторону качества, но и жертва универсальности. А именно универсальность была главным преимуществом предыдущих версий FST над изначально нейросетевой Nvidia DLSS.

С кем FSR 4 сражается на рынке

На рынке апскейлинга у FSR 4 есть два главных конкурента: NVIDIA DLSS 3 и Intel XeSS. DLSS давно задает планку в этом сегменте — благодаря нейросетям и выделенным ядрам на RTX-видеокартах технология дает картинке высокое качество и неразрывность кадров. XeSS от Intel старается идти по тому же пути, но работает не только на своих GPU, а еще и на некоторых AMD и NVIDIA.

img
Источник: nbb.com

FSR 4 выделяется тем, что не требует машинного обучения и специальных блоков в видеокарте. Это делает механизм более открытым, но и накладывает ограничения. Качество картинки стало лучше, но все еще может уступать DLSS в сложных сценах. Тем не менее FSR — это реальная альтернатива, особенно для тех, кто не сидит на железе от NVIDIA.

Видеокарта Palit RTX4060Ti Dual 8G V1
43 699 р.*
Смотреть товар
Видеокарта Palit RTX3050 StormX 6GB GDDR6
24 499 р.*
Смотреть товар
Видеокарта Palit RTX4060 Infinity 2 8GB
32 999 р.*
Смотреть товар

Где уже можно попробовать FSR 4

На момент выхода FSR 4 только начинает появляться в играх. На что способна новая версия апскейлера от AMD, уже можно увидеть в некоторых проектах:

  • серии Marvel’s Spider-Man;
  • серии Horizon;
  • Space Marine II;
  • Call of Duty: Black Ops 6;
  • Kingdom Come: Deliverance II;
  • Until Dawn.
Игра для PS5 Playstation Marvel Человек-паук 2
6 799 р.*
Смотреть товар
Игра для PS5 Playstation Horizon Zero Dawn Remastered
7 999 р.*
Смотреть товар
Игра для Xbox Activision Call Of Duty: Black Ops 6
5 999 р.*
Смотреть товар
Игра для PS5 Deep silver Kingdom Come
8 999 р.*
Смотреть товар
Игра для PS5 Supermassive games Until Dawn
5 999 р.*
Смотреть товар

И других — всего более 30 игр. Еще более 75 проектов присоединятся к FSR 4 в течение 2025 года:

img
Источник: AMD

AMD активно сотрудничает с разработчиками, чтобы встроить FSR 4 в игровые движки, включая Unreal Engine. При этом, в отличие от Nvidia DLSS, внедрение FSR обычно идет быстрее — он не привязан к конкретной видеокарте и легче встраивается в игры. Ждать долго вашу любимую игру с последним апскейлером от AMD не придется.

Стоит ли ждать революции от FSR 4

FSR 4 — это не переворот в индустрии, но шаг вперед, который точно почувствуют те, кто играет в новинки без флагманской видеокарты. Апскейлинг уже давно стал частью игрового процесса: многие просто не замечают, что в их любимой игре картинка не настоящая, а «улучшенная». Качество выросло настолько, что технологии вроде FSR и DLSS стали нормой — не компромиссом, а регулярным рабочим решением.

Но при этом чуда ждать не стоит: артефакты, «мыло» и редкие баги остались. И пока NVIDIA держит пальму первенства в качестве апскейлинга, FSR — это про баланс между доступностью и результатом.

Главное — технология развивается. FSR 4 уже выглядит намного лучше, чем ее первые версии, и, если темп сохранится, через пару лет разницу между апскейлом и «родным» разрешением сможет уловить разве что цифровой микроскоп.

В каких играх можно протестировать работу апскейлеров, чтобы наглядно понять, что это за технология такая?

  • Cyberpunk 2077. Апскейлинг здесь жизненно необходим: без него на высоких настройках даже мощные видеокарты быстро сдаются. Картинка при этом остается очень четкой.
  • Alan Wake 2. Одна из самых требовательных игр последних лет. Без апскейлинга запускается только на топовом железе. С DLSS и FSR — плавная картинка, минимум «мыла», даже с трассировкой лучей.
  • Hogwarts Legacy. Игра получилась тяжелой для многих систем, особенно в открытых локациях. DLSS и FSR работают здесь стабильно, сглаживают картинку и добавляют прилично кадров без серьезной потери качества.
  • Avatar: Frontiers of Pandora. Блокбастер от Ubisoft поддерживает FSR и DLSS. Апскейлинг в этой игре работает практически идеально — детализация сохраняется, даже если рендерится в более низком разрешении.
  • Forza Horizon 5. Хотя гонки менее требовательны, апскейлинг здесь тоже заметно помогает. FSR улучшает плавность в динамике и делает картинку более стабильной без видимых артефактов.

Учтите, что технологии апскейлинга работают не только на ПК. PS5, Xbox Series, Steam DECK и предстоящая Nintendo Switch 2 тоже умеют генерировать кадры и повышать четкость картинки.

Игровая приставка Sony PlayStation 5 Blu-Ray Edition
57 999 р.*
Смотреть товар
Игровая приставка Microsoft Xbox Series X 2TB Black
89 999 р.*
Смотреть товар
Игровая приставка Valve Steam Deck OLED 512GB SSD
79 999 р.*
Смотреть товар
Игровая приставка Nintendo Switch 2
59 999 р.*
Смотреть товар
Реклама. Рекламодатель: ООО «МВМ»
2SDnjcmo4pd
*Информация о товарах, размещенная на «Эльдоблоге», не является публичной офертой. Цена товаров приведена справочно. С актуальными ценами на товары в соответствующем регионе вы можете ознакомиться на сайте eldorado.ru