
Раньше игры либо шли хорошо и с высоким фреймрейтом, либо выглядели красиво. Одновременно — только на очень дорогом железе. Чтобы исправить это, придумали хитрые технологии, которые почти волшебным образом делают анимации гораздо плавнее. Компания NVIDIA назвала свою DLSS, Intel — XeSS, а от AMD вышла FSR. Эти программы «обманывают» картинку, рисуя больше кадров, чем есть на самом деле.
В этом материале поговорим, как работает технология FSR, как она развивалась и почему ее четвертая версия может приятно удивить.
Содержание
Откуда вообще взялись технологии апскейлинга
Современные игры становятся все красивее — больше деталей, круче освещение, реалистичнее движения. А в самых последних релизах и вовсе нет возможности отключить «прожорливые» технологии вроде рейтрейсинга.
За все это приходится платить: картинка с каждым годом все сильнее нагружает видеокарты. Чтобы получить плавное изображение и при этом не видеть «пиксельную кашу», нужны серьезные мощности. И вот тут на помощь приходят технологии апскейлинга.
Апскейлинг — это способ нарисовать картинку в более низком разрешении, а потом «умно» ее увеличить до нужного. В итоге получается почти как Full HD, 2K или даже 4K, но видеокарта при этом трудится гораздо меньше.



Первой популярной технологией апскейлинга стала DLSS от NVIDIA. Она использует нейросети, чтобы дорисовывать недостающие кадры. AMD решила не отставать и создала FSR — свой вариант ускорения картинки, но без искусственного интеллекта. С тех пор эти технологии начали активно развиваться, и теперь почти каждая крупная игра предлагает их поддержку.
- повышает количество кадров в секунду
- уменьшает нагрузку на видеокарту и повышает качество картинки
- позволяет запускать тяжелые игры на слабом железе без апгрейда ПК
- часто поддерживается даже на старых видеокартах (в случае FSR)
- картинка менее четкая, чем в «родном» для монитора разрешении
- иногда появляются визуальные артефакты или «мыло»
- работает далеко не во всех играх
- могут быть задержки ввода или проблемы с интерфейсом
- требует ручной настройки — не все включается автоматически
Что под капотом у FSR 4: важные новшества
Как ясно из названия, до этой версии у FSR от AMD было три итерации. Каждая последующая предлагала все больше плюсов, лучшую графику и меньшую нагрузку на видеокарту. А что в FSR 4?
FSR 4 — серьезный шаг вперед. Главное новшество — теперь FSR использует для обработки нейросетевые мощности, как у конкурентов от NVIDIA и Intel. Система FSR 4 работает на базе технологии Fluid Motion Frames и умеет не только повышать разрешение картинки, но и вставлять дополнительные кадры между настоящими. Это дает заметный прирост fps, особенно на мощных системах. Теперь это действительно полноценный апгрейд картинки на лету.

Кроме того, AMD переработала алгоритмы сглаживания и шумоподавления, из-за чего изображение стало выглядеть четче и стабильнее. Добавились новые инструменты для разработчиков, чтобы они могли точнее настраивать FSR под свои игры. Это сделано для того, чтобы максимально приблизиться к качеству DLSS, но без использования специального железа.
Выглядит все это внушительно, но, как водится, не без нюансов.



Почему старые видеокарты пролетают мимо
В отличие от предыдущих версий, FSR 4 не заработает на любой видеокарте. Новая система генерации кадров с использованием нейросетей требует куда больше ресурсов и поэтому официально поддерживается только на видеокартах серий RX 7000 и RX 9000. Причина простая: старые GPU не справляются с повышенной нагрузкой, особенно когда нужно дорисовывать промежуточные кадры в реальном времени.
Кроме того, механизм FSR 4 тесно завязан на технологии Fluid Motion Frames, которая изначально разрабатывалась под архитектуру RDNA 3. Поэтому даже владельцам RX 6000 остается довольствоваться FSR 2 или 3. Для AMD это шаг в сторону качества, но и жертва универсальности. А именно универсальность была главным преимуществом предыдущих версий FST над изначально нейросетевой Nvidia DLSS.
С кем FSR 4 сражается на рынке
На рынке апскейлинга у FSR 4 есть два главных конкурента: NVIDIA DLSS 3 и Intel XeSS. DLSS давно задает планку в этом сегменте — благодаря нейросетям и выделенным ядрам на RTX-видеокартах технология дает картинке высокое качество и неразрывность кадров. XeSS от Intel старается идти по тому же пути, но работает не только на своих GPU, а еще и на некоторых AMD и NVIDIA.

FSR 4 выделяется тем, что не требует машинного обучения и специальных блоков в видеокарте. Это делает механизм более открытым, но и накладывает ограничения. Качество картинки стало лучше, но все еще может уступать DLSS в сложных сценах. Тем не менее FSR — это реальная альтернатива, особенно для тех, кто не сидит на железе от NVIDIA.



Где уже можно попробовать FSR 4
На момент выхода FSR 4 только начинает появляться в играх. На что способна новая версия апскейлера от AMD, уже можно увидеть в некоторых проектах:
- серии Marvel’s Spider-Man;
- серии Horizon;
- Space Marine II;
- Call of Duty: Black Ops 6;
- Kingdom Come: Deliverance II;
- Until Dawn.





И других — всего более 30 игр. Еще более 75 проектов присоединятся к FSR 4 в течение 2025 года:

AMD активно сотрудничает с разработчиками, чтобы встроить FSR 4 в игровые движки, включая Unreal Engine. При этом, в отличие от Nvidia DLSS, внедрение FSR обычно идет быстрее — он не привязан к конкретной видеокарте и легче встраивается в игры. Ждать долго вашу любимую игру с последним апскейлером от AMD не придется.
Стоит ли ждать революции от FSR 4
FSR 4 — это не переворот в индустрии, но шаг вперед, который точно почувствуют те, кто играет в новинки без флагманской видеокарты. Апскейлинг уже давно стал частью игрового процесса: многие просто не замечают, что в их любимой игре картинка не настоящая, а «улучшенная». Качество выросло настолько, что технологии вроде FSR и DLSS стали нормой — не компромиссом, а регулярным рабочим решением.
Но при этом чуда ждать не стоит: артефакты, «мыло» и редкие баги остались. И пока NVIDIA держит пальму первенства в качестве апскейлинга, FSR — это про баланс между доступностью и результатом.
Главное — технология развивается. FSR 4 уже выглядит намного лучше, чем ее первые версии, и, если темп сохранится, через пару лет разницу между апскейлом и «родным» разрешением сможет уловить разве что цифровой микроскоп.
В каких играх можно протестировать работу апскейлеров, чтобы наглядно понять, что это за технология такая?
- Cyberpunk 2077. Апскейлинг здесь жизненно необходим: без него на высоких настройках даже мощные видеокарты быстро сдаются. Картинка при этом остается очень четкой.
- Alan Wake 2. Одна из самых требовательных игр последних лет. Без апскейлинга запускается только на топовом железе. С DLSS и FSR — плавная картинка, минимум «мыла», даже с трассировкой лучей.
- Hogwarts Legacy. Игра получилась тяжелой для многих систем, особенно в открытых локациях. DLSS и FSR работают здесь стабильно, сглаживают картинку и добавляют прилично кадров без серьезной потери качества.
- Avatar: Frontiers of Pandora. Блокбастер от Ubisoft поддерживает FSR и DLSS. Апскейлинг в этой игре работает практически идеально — детализация сохраняется, даже если рендерится в более низком разрешении.
- Forza Horizon 5. Хотя гонки менее требовательны, апскейлинг здесь тоже заметно помогает. FSR улучшает плавность в динамике и делает картинку более стабильной без видимых артефактов.
Учтите, что технологии апскейлинга работают не только на ПК. PS5, Xbox Series, Steam DECK и предстоящая Nintendo Switch 2 тоже умеют генерировать кадры и повышать четкость картинки.




2SDnjcmo4pd