8 мин. на чтение

Есть вопрос. Что такое эквалайзер?

Эквалайзер — самый распространенный и понятный прибор на вооружении звукорежиссера, которым может воспользоваться каждый любитель музыки. Как его правильно настроить для разных стилей музыки, в каком оборудовании он встречается и как не испортить звук — об этом мы и расскажем в материале.

Содержание

Что такое эквалайзер и для чего он нужен

Эквалайзер — это такой прибор или компьютерная программа, которые позволяют настроить звучание отдельных частот аудиосигнала. Уменьшая и увеличивая громкость отдельных участков, можно подчеркнуть сильные стороны проигрываемой композиции и замаскировать слабые, а также адаптировать ее под конкретную аудиосистему.

Зачастую пользователи даже не предполагают, что работают с эквалайзером, и меняют параметры воспроизведения целыми пачками, выбирая заранее подготовленные пресеты. Так, например, для маленьких колонок будет разумно увеличить басы, чтобы компенсировать их отсутствие у самого динамика.

При этом с помощью эквалайзера получится сделать звучание четче. Например, на старых или некачественных записях с помощью регулировки частотных характеристик верхних и средних полос можно добиться более понятного и разборчивого звучания.

Также случается, что при использовании мощной акустической системы в помещении возникают дополнительные шумы. Вполне вероятно, что какой-то предмет или часть комнаты входят в резонанс с определенной звучащей частотой, и с помощью убавления громкости этой частоты от лишнего шума можно избавиться.

Самая частая причина, побуждающая даже неискушенных слушателей настроить эквалайзер, — это отличия в звучании разных видов музыки. В современной популярной музыке, классической, танцевальной и проч. используются разные наборы инструментов, а также радикально отличаются традиции по их записи и обработке. Чтобы подчеркнуть особенности звучания конкретных жанров, иногда хочется добавить среднюю или, наоборот, низкую частоту.

Виды эквалайзеров

Графические эквалайзеры

Вообще, эквализация и работа с эквалайзером — профессиональная деятельность звукорежиссеров, поэтому многие приборы и программы достаточно сложны, запутанны и непонятны простому человеку. Впрочем, был придуман вариант, который понятен и доступен обычным людям, что позволяет всем с удобством управлять звучанием и тембром записей.

Речь идет о графических эквалайзерах, которые позволяют максимально наглядно видеть, какие именно частоты из какого спектра в данный момент корректируются. Эквалайзеры именно такого типа чаще всего встречаются в непрофессиональном аудиооборудовании, будь то MP3-плеер вроде Ritmix RF-3490 или умная колонка VK Капсула с Марусей.

Графические эквалайзеры проще всего настраивать. Они делят частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно сделать погромче или потише. По умолчанию ручки установлены на ноль, но чаще всего максимальный диапазон составляет по 12 дБ в каждую сторону, чего хватит для непрофессиональной настройки.

Тем не менее у таких эквалайзеров есть несколько особенностей, которые стоит учитывать. Во-первых, крайняя левая и крайняя правая полосы обычно являются фильтрами, или шельфовыми эквалайзерами, то есть они поднимают и опускают весь диапазон, который лежит за ними. Таким образом подняв себе самые крайние положения, в звук можно добавить и лишних шумов.

Еще одна особенность графического эквалайзера проявляет себя при сильном опускании нескольких идущих подряд частотных полос. Поскольку регуляторы графического эквалайзера отвечают лишь за определенные полосы, то, если убавить несколько, между ними останутся пики, которые также могут выражаться в неприятных шумах и выпираниях в общей картине. Хотя этот эффект может быть нивелирован количеством этих самых полос: если в базовых эквалайзерах их обычно от 7 до 18, то в более продвинутых бывает и по 30.

Частным случаем графического эквалайзера служат наборы пресетов с графической визуализацией. Пользователь просто выбирает жанр музыки или тип аудиоконтента, который он собирается слушать, а устройство устанавливает заданные производителем параметры и показывает их на графике. Встретить такое можно даже в автомагнитолах вроде Pioneer MVH-09UBG.

Параметрические эквалайзеры

Параметрические эквалайзеры сложнее в использовании и позволяют как более точно настроить звук, так и гораздо проще запутаться в ручках и испортить его. Такие регулировки чаще всего встречаются в профессиональной технике и от графических отличаются несколькими особенностями.

Во-первых, они позволяют гораздо точнее выбрать диапазон частот для регулировки. В отличие от графических эквалайзеров, где полосы определены заранее, параметрические эквалайзеры дают возможность с точностью до десятков или сотен герц выбрать нужный участок и настроить конкретно его.

Также доступен и выбор ширины настраиваемой полосы. Благодаря этому можно убавить как широкий участок, так и невероятно узкий, вырезав лишние частоты и призвуки. Это работа для настоящих профессионалов, однако без таких возможностей современная звукорежиссура непредставляема.

Последнее отличие состоит в возможности выбрать количество децибел, на которое частота станет громче или тише. Эта очень важная функция отдельно раскрывает себя на аналоговых параметрических приборах, где в зависимости от этого параметра на частоте может даже появляться определенный «окрас» звука, то есть изменяться тембр.

Эквалайзеры в музыке и режиссуре

Профессиональные звукорежиссеры пользуются многополосными эквалайзерами постоянно. С их помощью решается множество задач как чисто технического, так и художественного характера, так что представить себе запись и сведение современной песни без этого инструмента просто невозможно.

Но для начала стоит рассказать, что вообще представляет собой сведение. Так называют процесс, при котором записанные музыкальные инструменты заставляют хорошо звучать друг с другом. Дело в том, что звуки многих инструментов находятся примерно в одной части частотного спектра или как минимум имеют друг с другом заметные пересечения, из-за чего могут теряться на фоне или звучать хуже, чем есть на самом деле. На этапе сведения с помощью в том числе различных эквалайзеров звукорежиссеры и убирают конфликтные зоны, а также подчеркивают самые хорошо звучащие моменты в записях.

Еще одна важная функция, для которой используют эквалайзеры, — удаление гула, свиста и прочих лишних шумов, возникающих из-за резонанса. Если вы хотя бы раз были на концерте, то наверняка обращали внимание на неприятные звуки, возникающие из-за обратной связи микрофона или излишней громкости динамиков. Чтобы избавиться от этого, на живых выступлениях звукорежиссеры пытаются найти такие конфликтующие частоты и убавить их, чтобы не портить звук.

Примерно то же самое происходит и с записями голоса и инструментов. Поскольку любое, даже хорошо подготовленное, помещение может иметь какие-либо отражения, все записи подвергаются цифровой обработке в поисках этих самых резонансов. После такого звук становится чище и гораздо лучше ложится в единое целое с остальными инструментами.

Сейчас проводить такие манипуляции предлагают как бесплатные приложения для начинающих звукорежиссеров, так и обычные смартфоны, которые предлагают функции по усилению басов и других частот.

Какие частоты за что отвечают

Условно частотный спектр можно разделить на пять частей:

  • Суббас (20–60 Гц)

    Самые низкие частоты, находящиеся на границе слышимого человеческим ухом спектра. Это очень коварный сегмент, ведь хорошо расслышать эту полосу можно только на качественном оборудовании. А многие любители в надежде получить насыщенный басом звук выкручивают этот показатель на максимум или близкие к нему значения. Чтобы хорошо познакомиться с суббасом, стоит приобретать аудиосистему с качественным сабвуфером — такую, как, например, LG XBOOM CL98.

  • Нижняя середина (60–250 Гц)

    Это самая приятная часть баса, которая обеспечивает объемность и «теплоту» звучания. Хотя, переусердствовав здесь, можно также окончательно испортить весь звук.

  • Середина (250 Гц—1,5 кГц)

    Очень специфический диапазон, который отдельно от других может звучать противно, но в итоговом звуке обеспечивает «присутствие» инструмента в финальном миксе и его читаемость, то есть разборчивость.

  • Верхняя середина (1,5–6,6 кГц)

    Этот диапазон спектра совмещает в себе особенности середины и верхних частот. Работа с этим сегментом может как подчеркнуть особенности звучания в этой области, так и испортить звук.

  • Высокие частоты (6,6–20 кГц)

    Также известная как «воздух», эта частотная полоса придает звуку естественности и легкости, что очень важно для акустических инструментов.

Несколько советов по использованию эквалайзера

Один из основных принципов звукорежиссуры состоит в том, чтобы не трогать те параметры, влияния которых на звук вы не слышите. Так что, если при кручении эквалайзера вы не можете понять, за что отвечает та или иная полоса, лучше вообще не трогать этот диапазон и оставить его так, как есть.

Еще до применения эквалайзеров стоит помнить, что хорошие звукорежиссеры при работе уже отслушали звучание трека на всех возможных видах акустических систем. Так что при проигрывании качественного звукового файла мыслей об эквализации вообще не должно возникать.

Еще один важный момент — в бытовых приборах эквалайзеры вряд ли отличаются качеством, поэтому усиление тех или иных частот может испортить сигнал. Поэтому, настраивая многополосный графический эквалайзер в своей автомагнитоле или домашнем музыкальном центре, лучше убирать лишнее, а не добавлять частот. Здесь же следует отметить, что качество эквалайзера влияет еще и на его усиление, так что добавлять или убавлять стоит понемногу, чтобы не перегружать звучание.

Хотите стать автором «Эльдоблога»? Тогда присылайте нам свои обзоры и видео техники и получайте до 1000 бонусов на новые покупки!

Вам также понравятся