
Что вы представляете, когда речь заходит о Японии? Это и самурайская эстетика, и книги Мисимы и Мураками, и роллы, наконец! А еще выдающееся кино — от брутальных криминальных саг до трогательных трагикомедий, от эпичного аниме до военных драм. Мы составили для вас топ-15 лучших японских фильмов и постарались сделать список максимально разнообразным.
Расёмон

Вероятно, самый знаменитый японский фильм в нашем списке, нестареющая классика от Акиры Куросавы. Картина удостоилась Золотого льва Венецианского кинофестиваля и «Оскара» за лучший иностранный фильм.
Действие происходит в XI веке на развалинах каменных ворот Расёмон, где от дождя прячутся монах и дровосек. На лесной дороге обнаружили убитыми самурая и его жену, пострадавшую от насилия. И монах, и дровосек были свидетелями произошедшего. Присоединившийся к ним крестьянин просит рассказать, что случилось. И тут появляются четыре разных версии событий, произошедших с самураем и его женой: версия пойманного разбойника, версия жены и версия самурая (их духов вызвали с помощью медиума), а еще версия дровосека, который видел все лично.
Однако не факт, что хоть одна версия будет правдивой. Фильм мастерски использует прием ненадежного рассказчика — мы не знаем, реально ли то, что мы видим. Это киноприем, который стоит оценить.
Семь самураев
Год: 1954
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2

Приключенческий фильм, сделавший Акиру Куросаву одним из самых влиятельных азиатских режиссеров на Западе: без этого фильма не появилось бы жанра вестерна в привычном нам виде. В любом топе японских фильмов всегда есть картина «Семь самураев».
Действие происходит в охваченной междоусобными войнами Японии XVI века. В одной из деревень, которая постоянно подвергается набегам бандитов, крестьяне решают нанять себе защитников. Они становятся свидетелями подвига Камбея — пожилого, умудренного опытом ронина, который спасает похищенного ребенка и убивает бандита. Потрясенные крестьяне просят его помочь защитить деревню. Он находит еще шестерых ронинов: все с разным опытом, темпераментом и личностными особенностями. Вместе они обучают жителей японской деревни военному делу и строительству укрепления.
«Семь самураев» был самым дорогим японским фильмом на момент выхода. Куросава неоднократно выходил за рамки бюджета, и продюсеры всерьез рассматривали вариант остановить съемки. Культового фильма с Тосиро Мифунэ могло и не быть, если бы не настойчивость режиссера.
История Хатико
Год: 1987
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1

Вероятно, вы смотрели фильм «Хатико» с Ричардом Гиром и пролили не одно ведро слез, наблюдая за трогательной историей собаки породы акита-ину, ожидающей своего умершего хозяина. Так вот, этот фильм сняли именно по мотивам «Истории Хатико».
Сюжет основан на реальных событиях, которые произошли в префектуре Акита в 1920-е годы.
Хатико — щенок, подаренный местным фермером профессору Уэно, который жил на станции Сибуя в Токио. Мужчина сначала не хочет брать щенка, но соглашается, увидев, что его маленькая дочь в восторге от питомца. Со временем профессор сильно привязывается к Хатико. А пес каждый день провожает хозяина на станцию.
Но через полтора года профессор неожиданно умирает прямо во время лекции. А верный четырехлапый друг продолжает ждать, когда хозяин выйдет к нему из вечернего поезда — много дней, недель, а потом и лет.
От американской версии японская «История Хатико» отличается привязкой к эпохе, в которую происходят события. А еще этот фильм эмоционально более сдержанный и завязан на японском жизненном укладе. Как будет настроение и время — поиграйте в игру «Найди 10 отличий».
Счастливого рождества, мистер Лоуренс

Редкий, если не единственный пункт в нашем рейтинге японских фильмов, в котором главную роль сыграл не японский, а британский актер. И не кто-нибудь, а Дэвид Боуи! Кроме того, в ролях — композитор Рюити Сакамото, написавший музыку к этому фильму, и молодой Такеши Китано за много лет до начала своей режиссерской карьеры.
Главный герой — британский сержант Джек Селлерс, взятый в плен на захваченном японцами острове Ява. Он попадает в лагерь, которым управляет капитан Енои. Это суровый военный, раздираемый внутренними противоречиями и угрызениями совести. Он всем сердцем верит в самурайский кодекс чести и пытается ему следовать. Японский военный замечает в Селлерсе внутреннюю силу и стойкость. Для него это необычно, ведь, по мнению Енои, абсолютно все пленные — трусливые предатели. Между ним и Селлерсом начинается странная, напряженная игра.
Среди заключенных лишь один понимает японский — это британский полковник Лоуренс. Он выступает посредником между двумя культурами.



Легенда о Нараяме
Год: 1983
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8

Если смотришь много японского кино, понимаешь, что лучшие фильмы, созданные в этой стране, часто рассказывают тяжелые и мрачные истории. «Легенда о Нараяме» — одно из таких произведений.
Фильм повествует об изолированной японской деревне, в которой царят безжалостные традиции. Еды едва хватает взрослым, поэтому новорожденных младенцев убивают, подозреваемых в краже урожая жестоко казнят, а пожилых людей сыновья отводят на гору Нараяма и оставляют там ждать смерти. Главная героиня — бодрая и активная женщина по имени Орин, которой вот-вот исполнится 70 лет, а значит, пришло ее время. Ее сын не хочет следовать традиции, но Орин понимает, что выбора у них нет. Вместе они идут навстречу судьбе и постепенно постигают не смысл жизни, а смысл смерти.
Режиссер Сехэй Имамура снял жестокий и натуралистичный, но очень красивый и трагичный фильм. Он получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
Фейерверк
Год: 1997
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,9

Без фильмов Такеши Китано этот список был бы неполным. Как и Куросава, он тоже оказал значительное влияние на мировой кинематограф. Некоторые знатоки утверждают, что на Западе режиссера любят куда больше, чем на родине.
Долгое время основной специализацией этого японского мастера были криминальные драмы про полицейских и якудза. «Фейерверк» — главный из таких фильмов. В 1997 году картина получила Золотого льва на Венецианском кинофестивале.
Молчаливый герой Такеши Китано — полицейский по имени Ниши. Его напарник был серьезно ранен во время перестрелки, еще один коллега убит, а у его жены — неизлечимое заболевание. Ниши уходит из полиции и берет деньги у якудза, чтобы помочь вдове погибшего и своему парализованному другу, а также чтобы свозить свою жену в последнее путешествие в ее жизни. Но японские гангстеры не собираются оставлять бывшего полицейского в покое и идут по его следам.
Это первый фильм Китано, который он снял после едва не стоившей ему жизни аварии 1994 года. Режиссер получил серьезную травму — частичный паралич лица. Это нашло явное отражение в характере его героя — скромного и немногословного полицейского.
Кикуджиро
Год: 1999
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8

Фильм, которым Такеши Китано удивил всех: мастер авторских боевиков про разборки якудза выдал трагикомическое роуд-муви про необычную дружбу. Лента была встречена овацией на Каннском кинофестивале.
Мальчик по имени Масао живет с бабушкой. Его папа давно погиб, а мама уехала к побережью зарабатывать деньги. Наступает лето, все друзья Масао разъезжаются, и ему не с кем играть. Обнаружив дома фотографию с адресом мамы, мальчик решает ее найти. Соседка Масао, опасаясь, что мальчик не доберется так далеко сам, отправляет с ним своего мужа Кикуджиро — великовозрастного разгильдяя, грубияна и афериста. Сопровождающий для ребенка из него так себе, но все же именно с ним мальчика ждет множество приключений и встреч с разными необычными людьми. И Кикуджиро, заботясь о мальчике, проявит себя с неожиданной стороны. Играет его, кстати, сам Такеши Китано.
Хочется отдельно отметить саундтреки. Музыкальная тема Summer сквозной линией проходит через весь фильм. Ее написал выдающийся японский кинокомпозитор Дзе Хисаиси.
Сын в отца
Год: 2013
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,4

Эмоциональная семейная драма, которую некоторые критики сравнивают с хорошей сессией у психотерапевта. Картина удостоилась приза жюри на Каннском кинофестивале — это третья по значимости награда после Золотой пальмовой ветви и Гран-при.
Фильм рассказывает о супружеской паре Рета и Мидори Нономия. Они узнают, что их шестилетнего сына перепутали при рождении в роддоме, то есть они все это время воспитывали не своего биологического ребенка. Настоящий сын рос в семье Юкари и Юдари Саики, придерживающихся других жизненных установок и не таких состоятельных, как Нономия. Мальчишки тоже очень разные: один дисциплинированный и образованный, другой — хулиган, увлеченный игрок в мобильные игры. Семьи несколько раз встречаются и все же решают обменяться детьми. Это кардинально меняет и их самих, и жизни мальчиков.
«Сын в отца» настолько понравился Стивену Спилбергу, что он планировал сделать американский ремейк. Однако пока проект заглох.





Принцесса Мононоке

Говоря о лучших фильмах из Японии, мы не можем не говорить про аниме. А говоря об аниме, мы не можем не вспомнить Хаяо Миядзаки, живую легенду японской анимации.
На этом месте мог бы быть почти любой его проект, но добродушному «Моему соседу Тоторо», культовым «Унесенным призраками» и стимпанк-сказке «Ходячий замок Хаула» мы предпочли самый воинственный и кровавый мультфильм студии Ghibli.
Действие «Принцессы Мононоке» происходит в средневековой Японии. Главный герой, принц Аситака, убивает напавшего на его деревню вепря, одержимого демоном. Но тот успевает коснуться его руки и передать ему проклятье, которое, по заверению местной знахарки, должно его убить. Аситака уходит прочь, чтобы выяснить причины одержимости вепря. Вскоре он оказывается втянут в конфликт между Железным городом и Древним лесом, который охраняют волчица Моро и ее человеческая дочь Сан — она и есть принцесса Мононоке.
По своему эпическому размаху «Принцессу Мононоке» сравнивали с «Властелином колец». В этом мультфильме Миядзаки исследует конфликт между индустриальным прогрессом и духом природы, показывая, как легко этот баланс нарушается и как трудно его восстановить. Композитор — уже известный нам по работе с Такеши Китано Дзе Хисаиси.
Дитя Погоды

Макото Синкай — еще один японский гений, снимающий особенно красочные, цветастые и солнечные мультфильмы. Это он создал самое кассовое аниме в истории — «Твое имя». Но в нашем списке самых лучших японских фильмов — не оно, а «Дитя погоды» 2019 года.
Юноша по имени Ходака уходит из дома, расположенного на одном из отдаленных островов, и переезжает в Токио. В столице ему непросто. Он пытается сводить концы с концами и устраивается на работу в агентство, которое занимается поиском сенсационных новостей о сверхъестественных явлениях — например, связанных с погодой. Однажды Ходака знакомится с Хиной, молодой девушкой, которая умеет вызывать солнечную погоду. Как и у Ходаки, у Хины непростая жизнь: она присматривает за младшим братом, с которым они после смерти мамы остались одни. Узнав о ее паранормальных способностях, Ходака предлагает ей стать «солнечной девушкой» и вызывать солнце на заказ. Хина с радостью соглашается: ей нравится делать людей счастливыми. Но она не говорит Ходаке, на какой радикальный шаг должна будет пойти, чтобы вернуть равновесие погоде...
Синкай снимает глубокие романтические истории, затрагивающие темы одиночества, любви и разлуки, — и почти всегда с элементами мистики.
Паприка

Запутанное и сюрреалистичное сай-фай аниме про недалекое будущее. Ученый по имени доктор Такита изобретает устройство, позволяющее проникать в чужие сны и наблюдать за ними. Предполагалось, что его будут использовать в своей работе психиатры. Но три таких устройства пропадают из лаборатории, и в сны здоровых людей начинают проникать сны сумасшедшего человека, разрушая их изнутри. Исправить ситуацию пытается доктор Ацуко Тиба, работавшая в команде Такиты, и Паприка — ее альтер-эго из снов, веселая девушка с темно-рыжими волосами.
Сатоси Кон — не менее знаковый для японской мультипликации человек, чем Миядзаки и Синкай. Его работы сравнивали с Дэвидом Линчем, а мультфильм «Паприка» — по сути не что иное, как предшественник «Начала» Кристофера Нолана. Тот, собственно, и не скрывает, что вдохновлялся работами Кона. Как и Даррен Аронофски, который в «Реквиеме по мечте» покадрово переснял одну из сцен Кона с разрешения режиссера.
Дневник Умимати
Год: 2015
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1

Нежная, неспешная и очень тихая семейная драма японского режиссера Хирокадзу Корээда, одного из главных мастеров современного японского кино. Именно он снял уже упомянутый фильм «Сын в отца». Всего автор получил пять наград Каннских кинофестивалей разных лет.
В «Дневнике Умимати» главные героини — три сестры, живущие вместе в старом доме в прибрежном городке. И мать, и отец их бросили, и старшей сестре пришлось взять на себя заботу о младших. Спустя 14 лет они едут на похороны отца. Там они узнают, что у них есть четвертая единокровная сестра Судзу. Ей 13 лет, и теперь ей придется жить с мачехой и ее сыном. Тогда три девушки приглашают Судзу пожить с ними в старом доме. Они знают, что именно к ее матери когда-то ушел бросивший их отец. Это влияет на их взаимодействие, но скорее как общее прошлое, с которым ничего не поделаешь.
Вместе героини фильма учатся принимать друг друга, прорабатывать былые травмы и быть одной большой гармоничной семьей.
Сядь за руль моей машины

Длинная (почти три часа) и медитативная, но совсем не вызывающая скуку картина в жанре драмы. Она объединила японские традиции и тонкую стилистику Чехова. Фильм снял Рюсукэ Хамагути, которого критики называют одним из главных японских режиссеров нашего времени.
Главный герой — театральный режиссер Юсукэ Кафуку, женатый на сценаристке телевизионных драм. Их брак кажется гармоничным, но на самом деле в нем полно недосказанностей и тайн. Однажды Юсукэ застает жену за изменой, но не решается об этом поговорить. А потом она неожиданно умирает от кровоизлияния в мозг.
Два года спустя его приглашают поставить на фестивале в Хиросиме спектакль по «Дяде Ване» Чехова, и режиссер соглашается. Обязательное условие — личный водитель. Им становится Мисаки, молчаливая, замкнутая, но предельно ответственная девушка с непростым прошлым. С ней у Юсукэ постепенно возникает особая связь. Она возит его в красном «саабе», а он ставит спектакль, в котором актеры из разных стран играют на разных языках, в том числе на жестовом. А на главную роль Юсукэ берет человека, который, возможно, и был любовником его жены.
Фильм номинировали на «Оскар» в нескольких категориях, в том числе как лучший фильм. Картина выиграла статуэтку как лучший фильм на иностранном языке.
Куклы
Год: 2002
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8

Третья работа Такеши Китано в нашей подборке интересных японских фильмов — и снова нетипичный для него, почти лишенный характерных для режиссера приемов фильм. За музыку снова отвечал Дзе Хисаиси, автор незабываемого саундтрека к «Кикуджиро».
«Куклы» — это три истории, объединенные общими темами любви, потери и невозможности вернуть утраченное время. Первая рассказывает о романтических отношениях юноши и девушки, которые прерываются под давлением родителей первого. Он должен жениться по расчету. Но накануне свадьбы узнает, что его любимая попыталась свести счеты с жизнью. Он возвращается к ней, и они отправляются в безмолвное путешествие через всю страну.
Вторая новелла — о пожилом гангстере, который когда-то отказался от любви ради карьеры. Они встречались с девушкой в парке. А перед отъездом он сказал ей, что вернется, когда чего-то добьется в жизни. «Я буду ждать тебя», — сказала тогда возлюбленная бывшего якудза. Приходит ли она до сих пор в этот парк спустя тридцать лет?
Третья история посвящена звезде эстрады, которая попадает в страшную аварию. Ее лицо обезображено, она больше не может продолжать карьеру и уходит в затворничество. Но один из поклонников все еще верен любимой поп-звезде и готов пойти на многое, чтобы приблизиться к ней.
Критики называют этот фильм самой высокохудожественной, поэтичной и трагичной работой Такеши Китано.
Идеальные дни

Замыкает наш топ фильмов из Японии последняя работа классика европейского кино Вима Вендерса, снятая в Токио с японскими актерами. Забавно, что изначально вместо полноценного кино немецкий режиссер планировал снять серию рекламных роликов про редизайн японских общественных туалетов по заказу одного бизнесмена. Но в итоге получился один из лучших фильмов 2023 года.
Главный герой — мужчина шестидесяти лет по имени Хираяма. Он занимает должность уборщика общественных туалетов. Каждое утро для него начинается одинаково. Каждый его день наполнен привычными ритуалами: съесть сэндвич на скамейке в парке, с любопытством разглядывать людей, фотографировать деревья, наблюдать за миром вокруг. Он едет на работу на фургоне, слушая записи на аудиокассетах, а перед сном читает книги. И, похоже, он по-настоящему счастлив. Но может ли хоть что-то выбить его из колеи и нарушить привычный уклад? Может быть, появление на пороге его племянницы, сбежавшей от родителей?
Актер Кодзи Якусе мастерски сыграл главную роль в «Идеальных днях». Он раскрыл молчаливого персонажа с помощью мимики, осанки, движений. Это не осталось незамеченным в профессиональной среде: Якусе удостоился Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
2SDnjf24dfK