«Яндекс» запустил тестирование беспилотного такси. Покричать в пустом салоне: «вези меня, бездушная машина с искусственным интеллектом!» смогут жители Москвы. Сначала сервис позволит проехать совсем небольшое расстояние в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк», но уже в 2022-м «Яндекс» планирует расширить автопарк и открыть доступ к другим районам столицы, а в будущем — и России. Но что такое беспилотные автомобили в принципе? Как они устроены, насколько они популярны и что ждёт нас в будущем?
Содержание
Как устроен беспилотный автомобиль
Что такое беспилотный автомобиль в принципе?
В основе лежит обычное авто, на котором без проблем ездят обычные участники дорожного движения. Технически любой автомобиль можно сделать беспилотным. Будет отличаться только степень автономности автомобиля, о чём мы скажем далее.
Например, на Ford Focus 2, машины марок Skoda и другие устанавливается ряд датчиков — «органов зрения».
-
Лидар
- Лазерный дальномер, который ставится на крышу автомобиля. Является сердцем беспилотника, потому что пуляет своими лазерами налево и направо для того, чтобы сгенерировать 3D-карту в радиусе до 100 метров. Данные синхронизируются с картами (Google, Bing, 2ГИС) для того, чтобы соблюдать ПДД и знать, куда ехать.
-
Радар
- Пока что на беспилотники ставят от четырёх радаров как минимум. Они устанавливаются по 2 штуки спереди и сзади. Они необходимы для определения дальности объектов, траектории и скорости их движения. Радар излучает радиоимпульсы, которые отражаются от препятствий и передаются на принимающую антенну. По сути радары — глаза автомобиля. В отличие от людей они есть и на затылке (на заднем бампере).
-
Датчик положения
- GPS-приёмник, который позволяет машине понимать, где она вообще находится.
-
Видеокамера
- Необходима для обнаружения сигналов светофоров, приближающихся на опасное расстояние объектов. Обычно устанавливают как минимум одну камеру у зеркала заднего вида. В среднем в машинах бывает от 1 до 3 видеокамер.
источник: yandex.ru/blog
Датчики, указанные выше, принимают различные данные, которые где-то должны обрабатываться. Это происходит на компьютере, чаще всего в багажниках авто. Там можно найти:
-
Управляющий компьютер
- Принимает основные решения о поведении авто на дороге, после обработки данных с датчиков.
-
Компьютер визуального интерфейса и датчиков
- Отвечающет за работу установленных на машину датчиков.
-
Контроллер рулевого управления, привода
- Приводит в действие команды по движению, торможению и так далее.
Работает это так: едет машина по дороге, а лидар в это время генерирует объёмную карту местности и постоянно передаёт данные о ней на управляющий компьютер. Он связывается с картами, например, Google и обрабатывает информацию. Чаще всего производители беспилотных авто не завязывают свою технологию на интернете. Работа ведётся по спутниковой связи. Алгоритмы компьютера обрабатывают данные с других датчиков (камер, радаров, сенсоров) и выстраивают ситуацию на дороге, а также оценивают поведение других участников движения. На основании этих же данных, производится расчёт движения автомобиля и его поведения на дороге (повысить скорость, затормозить перед светофором, повернуть и так далее). Производители делают всё, чтобы беспилотник не нуждался в специальной инфраструктуре и становился активным участником обычного дорожного движения.
Есть несколько уровней беспилотников:
-
Уровень 0, нет автономности
- Обычная машина с водителем, который сам рулит, нажимает на педали и так далее.
-
Уровень 1, водитель с помощником
- Автомобили с круиз-контролем. Машина притормаживает или слегка увеличивает скорость в некоторых ситуациях
-
Уровень 2, частичная автоматика
- Пример — Tesla. Машина водит и делает почти всё сама, но человек должен находиться на месте водителя и быть готов в любой момент взять контроль над машиной.
-
Уровень 3, условная автоматика
- Автомобиль может полностью управлять движением, но присутствие водителя обязательно.
-
Уровень 4, высокая автоматика
- Автомобиль всё ещё нуждается в присутствии водителя, но количество опасных, необычных и других видов ситуаций на дорогах, с которыми может справиться автоматика, значительно увеличено.
-
Уровень 5, полная автоматика
- Машина всё делает сама, водитель в салоне не нужен.
Что умеют беспилотники
Автоматизированное такси поможет избавиться от большинства аварий, а фуры будут надёжно и быстро доставлять грузы. Водителям даже не нужно будет останавливаться на ночёвку — сплошная экономия и выгода для компаний.
Экологи уверены, что беспилотные автомобили снизят уровень выхлопных газов.
источник: press.sber.ru
Конечно, у беспилотников есть и противники. Особенно они активизируются после очередных неудач, связанных с самой популярной в сети маркой — Tesla. К сожалению, уже были случаи, когда автомобили становились участниками смертельных ДТП. Многие до сих пор не уверены, что беспилотники способны стать активными участниками дорожного движения, не представляя опасности для жизни пассажира.
Несмотря на то, что всё больше компаний занимается развитием технологий беспилотных автомобилей, а имя Илона Маска звучит из каждого умного утюга — сам рынок находится ещё в зародыше. Пройдут годы, прежде чем действительно на дорогах ругаться на нейросетевом языке будут компьютеры Google, «Яндекса», «Сбера» и других корпораций, а не живые водители.
Как устроен рынок беспилотных автомобилей?
Эксперты и аналитики сулят человечеству светлое будущее, в которое оно войдёт, а точнее заедет на беспилотном автомобиле. Ещё 4 года назад The Guardian обещали, что к 2035-му четверть всех авто в мире будут беспилотными. Учёные говорят, что благодаря машинам без водителя дороги станут безопаснее (количество аварий на дорогах снизится на 90%), а воздух — чище. Потому что парк автомобилей сократится в городах на 60%, что приведёт к снижению выхлопных газов на 80%. Выглядит это, конечно, здорово, но что будет в России? Будут ли на наших дорогах по-прежнему ездить «шестёрки», укутанные в ковры? Или же есть игроки на рынке беспилотников, которые смогут сделать РФ такой же технически продвинутой страной с чистым воздухом? Есть и, оказывается, на «Яндексе» всё не заканчивается.
«Яндекс»
Говорят, что, бегущий впереди всех, «Яндекс» может стать монополистом на рынке беспилотного транспорта в России. Эти технологии компания развивает с 2017-го года и уже вложила в разработку 2,2 млрд рублей. В планах компании начать коммерческую эксплуатацию беспилотных машин к 2023 году. Эксперты считают, что капитализация этого направления бизнеса составит 2,6 млрд долларов при условии, что «Яндекс» сконцентрируется только на пассажирских перевозках. А если компания будет развивать беспилотные грузоперевозки, то стоимость бизнеса составит 6,4 млрд долларов. Гоняют беспилотники «Яндекса» на Toyota Prius и Hyundai Sonata 2020.
источник: yandex.ru/blog
Тестирование беспилотника открылось в сентябре. Записаться на него, в том случае, если оно ещё активно, можно по ссылке.
«Сбербанк»
«Сбер» долго запрягал, но беспилотное движение начал довольно быстро. В сентябре 2020-го компания создала дочернюю компанию Sber Automotive Technologies (SberAutoTech), а уже в мае 2021-го, о чём мы сообщали на страницах «Эльдоблога», представила «ФЛИП» — полностью автономное и безопасное такси будущего. Причём устройство машины таково, что её можно использовать ещё и для грузоперевозок. Беспилотник активно пользуется и другими проектами «Сбера» — навигацией по сервису 2ГИС, музыкой от «СберЗвука» и видео от онлайн-кинотеатра Okko. Вероятно, «Сбер» и будет биться с «Яндексом» за рынок, который к 2030-му может оцениваться почти в 10 млрд долларов.
источник: press.sber.ru
«Старлайн»
Компания Starline — российский разработчик и производитель умного охранно-телематического оборудования для защиты автомобилей, тоже занимается развитием беспилотников. Их проект пока что далёк от захвата рынка и находится в стадии научно-исследовательского проекта. Фирма объединила, как она сама признаётся, лучшие инженерные умы России и мира с целью создания прогрессивных технологий беспилотного вождения. И как, получается, спросите вы? Да потихонечку, наверное, скромно ответят представители «Старлайна», чей автомобиль проходит сертификацию для тестирования в городских условиях. Фирма использует автомобили Skoda с 12 датчиками (камеры, радары, датчики положения, 3D и 2D лидары). Главная задача — научить ИИ работать в суровых условиях русской зимы. Уже сейчас их авто смогли обойти проблемы камер, которые определяли полупрозрачные среды — туман, снег, плотный дождь, как нечто плотное и заставляли машину остановиться.
источник: starline.ru
МАДИ
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) тоже создал автопарк с беспилотными автомобилями. Ну как автопарк — автопарчик с двумя полностью беспилотными авто марок Hyundai Solaris и Ford Focus II. В апреле беспилотник МАДИ начал «работать» в ГКБ № 1 им. Пирогова. Автомобиль доставляет анализы пациентов между корпусами больницы. Работа не пыльная, но серьёзная и машина с ИИ с ней справляется отлично.
источник: madi.ru
BaseTrack
Ещё один игрок рынка — BaseTrack — на днях закупил девять грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros 1845. В планах компании, которая сконцентрирована на создании и развитии беспилотных технологий, оснастить грузовики беспилотными технологиями и выпустить на трассу М11 Москва — Петербург для осуществления коммерческих перевозок. В течение пяти лет в машине будет сидеть инженер, который будет следить за работой технологии, но потом грузовики станут полностью автономными. Остается лишь надеяться, что в кабине всё равно будет играть «Високосный год» — «Тихий огонёк».
источник: facebook.com/BaseTracK.Technology
«КАМАЗ»
Как и BaseTrack, КамАЗ планирует в 2024-2025 годах начать доставлять грузы на беспилотных фурах. У компании уже есть план маршрута, но какой — она не говорит. Тестирование беспилотных технологий КамАЗом началось ещё в 2019-м, а сам интерес к этой технологии был выражен фирмой в 2015-м. Машины оснащают сразу несколькими каналами связи, на случай, если кто-то будет их глушить. Участники проекта по разработке беспилотных фур КамАЗа говорят, что машины компании на 50% более безопасны, чем пилотируемые грузовики. Это позволит сократить различные издержки на 10-15% в будущем. На Ралли «Дакар», конечно, КамАЗ по-прежнему будет поставлять своих лучших пилотов, потому что ни один ИИ их не заменит.
А что за пределами России?
В США, конечно, чаще всего говорят о Tesla. Во многом благодаря Илону Маску, который одну машину в космос запульнёт, в другую Cyberpunk 2077 установит и позволит менять гудок на звук ржущего коня. При этом Tesla — не единственный и самый крупный игрок. Свои технологии активно развивают General Motors — они без испытателей гоняют по Сан-Франциско. А в начале 2021 года компания заключила партнерское соглашение с Microsoft, которая будет заниматься технической базой беспилотных технологий. Также есть такие фирмы как Waymo — один из пионеров в области беспилотных автомобилей, Baidu — IT-гигант из Китая в 2021 уже начал тестирование такси без водителя, а также ряд стартапов и других проектов. Был, например, ещё и Uber, но беспилотник компании насмерть сбил пешехода, поэтому руководство решило продать наработки другой фирме.
Законодательство
Долгое время «Яндекс» и другие компании в России развивали свои технологии практически без оглядки на закон. Потому что регулирования работы автоматизированных авто в РФ на государственном уровне не было. Но в июне 2021 года Минтранс подготовил проект закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС). Если его примут, то для беспилотников будут обязательны страховки, техосмотр и функция отключения автоматики.
источник: family-auto.ru
Правительство часто смотрит на новые технологии с опаской, но на пути развития беспилотных технологий, кажется, не стоит. Беспилотники будут постепенно выходить на дороги без инженера-испытателя в салоне. «Яндекс», как крупный участник рынка, назвал документ «первым шагом в разработке закона, который должен разрешить коммерческую эксплуатацию автомобилей без водителя на территории всей страны».
Также для беспилотных автомобилей планируют установить запретные зоны. Въезд высокоавтоматизированного транспорта будет запрещен в районе Московского кремля, а также вокруг ГУМа и ЦУМа. Уточняется, что окончательно границы таких районов пока (на конец сентября 2021 года) не определены.