Девяностые оставили яркий след в истории нашей страны, став символом перемен, свободы и криминала. Эта эпоха была полна контрастов, отразившихся в культуре, моде и, конечно, кино. Фильмы про бандитов 90-х, снятые в те годы или основанные на событиях того времени, позволяют зрителям окунуться в атмосферу противоречивого и трудного периода. В этом материале мы представляем подборку кинолент, которые перенесут вас в сердце этой неповторимой эпохи и покажут мир глазами ее героев.
Брат (1997)
С чем всегда ассоциируются русские фильмы про бандитов 90-х? Конечно, с классикой от Алексея Балабанова, в частности с «Братом». Главный герой — Данила Багров, дембель, который возвращается в родной провинциальный городок после армейской службы в Чечне. Тихая и однообразная жизнь не по душе Даниле, а потому он прислушивается к совету матери и решает покорить Питер, отправившись к брату Виктору. Только мама не в курсе, как именно ее дети получат статус «новых русских». Виктор, зарабатывающий на жизнь заказными убийствами, берет младшего брата в оборот и посылает выполнять самую грязную работу в криминальном мире лихих 90-х.
Небеса обетованные (1991)
Конец перестройки. Многие люди лишились работы, домов и отправились выживать на улицы. Герои картины Эльдара Рязанова нашли временное убежище на городской свалке. Они держатся за счет милостыни и мелких «шабашек», борются с холодом и голодом, однако ситуация усложняется из-за местных органов власти — те решили снести свалку и построить на ее месте предприятие. Надежды на победу в этой неравной схватке почти нет, и только лидер общины по прозвищу Президент дает товарищам по несчастью веру: прилетят инопланетяне и отправят бродяг на другую планету, стоит лишь дождаться синего снега.
Сестры (2001)
«Сестры» — единственный фильм, в котором Сергей Бодров-младший выступил как режиссер, а потому он с большой болью и любовью отзывается в сердцах россиян. Главные героини картины — две единоутробные сестры восьми и тринадцати лет, которые ненавидят друг друга. Избалованная Дина, младшая девочка, живет с богатыми родителями, увлекается творчеством и не знает бед. Старшая, Света, считается трудным подростком: она живет с бабушкой, занимается стрельбой и мечтает стать снайпером в Чечне. Жизнь сестер сильно меняется, когда отец Дины, криминальный авторитет, теряет «общак». Его бывшие сообщники угрожают похитить Дину, если тот не вернет деньги, а потому мужчина принимает сложное решение — спрятать сестер. Убежище вычисляют, и девочки бегут искать новое укрытие, надеясь только друг на друга.
Бедная Саша (1997)
Жанр: комедия, приключения, семейный
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.6
Эта новогодняя история Тиграна Кеосаяна рассказывает о том, на что могут пойти люди ради любви. Маленькая, но очень смышленая Саша мечтает, чтобы ее мама бросила свою работу банкиршей и вернулась в семью. Ради такого дела девочка шантажом уговаривает грабителя, что забрался в их дом, «обнести» банк мамы. В ином случае Саша отдаст милиции видеозапись преступления домушника. В этой комедии есть все: бандитский заговор, потерянный «общак», романтическая сюжетная линия и, конечно, новогодний дух и Дед Мороз.
Страна глухих (1998)
Жанр: драма, комедия, криминал
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.6
Фильм про бандитов 90-х Валерия Тодоровского может сильно удивить глубокой моралью и необычным сюжетом. Героиню фильма Риту втягивает в бандитские разборки ее любовник Алеша, которой оставляет девушку в залог после проигрыша в казино чужих денег. Новая подруга Риты, глухая танцовщица Яя, помогает героине сбежать от погони и с этого момента становится ее самым близким человеком. Девушки мечтают накопить денег, чтобы уехать в «страну глухих» и жить в роскоши среди хороших людей, однако методы заработка у них криминальные. Их связи с бандитским миром становятся только крепче. А тут еще и Алеша объявился...
Батя (2020)
Если вы ищете фильмы про 90-е без бандитов, а с ноткой ностальгии по своему детству, то кинолента «Батя» для вас. Здесь нет малиновых пиджаков, зато есть размышления о том, кто такой «хороший отец». Макс — обычный москвич среднего достатка, который отправляется с семьей в автомобильное путешествие, чтобы навестить отца в его юбилей. Макс в детстве обожествлял своего батю, но с годами связь со старым ворчуном почти пропала. Во время долгой поездки герой вспоминает, как отец учил парня арифметике по могильным плитам, заставлял рубить голову курице, наставлял отвечать за свои поступки. И все это время Макс сравнивает себя и батю, чтобы понять, каким отцом он стал и был ли его папа прав.
Кто, если не мы (1998)
Жанр: драма, семейный, криминал
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.6
В 90-е не только взрослые попадали в криминальный мир. Двое пацанов Змей и Толясик решаются на преступление и получают наказание. Толясика отправляют в колонию, а Змея исключают из школы, ведь ему еще нет и 14 лет. Без учебы Змей не может, поэтому он решает наскрести денег, играя на улице на гармошке, и пойти в платный лицей. Хоть парень и оплачивает свою учебу в лицее, он все равно становится изгоем среди богатеньких детишек. Одиночество могло бы погубить хулигана, но его спасает спившийся бывший следователь Геннадий, отщепенец даже среди бездомных.
Ширли-мырли (1995)
Легкая комедия Владимира Меньшова про братьев, не знавших о существовании друг друга. Аферист Василий Кроликов ворует из-под носа криминального авторитета и милиции огромный бриллиант и во время облавы «проглатывает» его. Героя экстренно отвозят в больницу, но из-за неразберихи милиция хватает вместо Василия его точную копию — дирижера Иннокентия Шниперсона. И так вскрывается семейная тайна: Иннокентий и Василий — разлученные в детстве близнецы. Когда сюжет достигает апогея абсурда, зрителя поражает новый твист — появление третьего близнеца — цыгана Романа Алмазова.
Олигарх (2002)
Следователь прокуратуры Шмаков получил новое дело: расследование убийства Платона Маковского, гендира богатейшей компании «Инфокар». Милиционер погружается в историю бывшего младшего научного сотрудника Маковского: как ничем не примечательный мужчина во время перестройки стал олигархом и тем самым нажил врагов. Конкуренция, «вареные» джинсы, огромная любовь и болезненная дружба. Это не бездушная карикатура на «нового русского» — режиссер Павел Лунгин снял фильм, основываясь на биографическом романе про российского бизнесмена Бориса Березовского, и показал все стороны большого бизнеса в новой России.
Жмурки (2005)
Если вы попросите прохожего на улице вспомнить фильмы русские про 90-е годы бандитские, то в коллекцию классики обязательно попадут легендарные «Жмурки» Алексея Балабанова. Здесь вы найдете смешные стереотипные бандюганские костюмы, огромные мобилки и прочие атрибуты «братков». Саймон и Сергей должны выполнить простейшее задание криминального босса — привезти химика из нарколаборатории, но даже это они проваливают. После недовольный шеф отправляет их на новую миссию, но и там неудача: преступников поджидают «шестерки» старшего лейтенанта милиции, опасного «оборотня в погонах».
Авария — дочь мента (1989)
Жанр: драма
Рейтинг «Кинопоиска»: 7.2
Что бывает, когда в одном доме пытаются ужиться строгий папа-милиционер и дочь-неформалка? Полный хаос. Отец со стыдом вытаскивает дочь из отдела милиции и оправдывается перед коллегами, когда девочка не принимает правила игры и продолжает тянуться к плохой компании. Юная металлистка скандирует: «Мне нравится все, что не нравится вам, а от того, что вас злит, я вообще тащусь!» — но все эти лозунги смолкают, когда она попадает в беду и доводит отца до безумия.
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (2017)
Эту черную трагикомедию еще ласково называют русской версией «1+1». Витька Чеснок винит в своей загубленной жизни отца по прозвищу Леха Штырь: последний оставил сына сиротой без копейки в кармане и бросил на растерзание лихих 90-х. Витька вырос, обзавелся нелюбимой женой, ненужным сыном, крохотной квартирой тещи и любовницей. Но у протагониста еще есть шанс вернуть должок — отобрать жилплощадь у парализованного отца, сплавив его в дом инвалидов. Леха же не собирается сдаваться без боя — бывший уголовник достает пистолет и становится ведущим этой игры.
Майор Гром: Трудное детство (2023)
Супергеройский детектив Олега Трофима с бандами, магазинами Adibas и VHS-кассетами. Зритель отправляется в прошлое уже знакомого Майора Грома, будущего борца с преступностью, чтобы взглянуть на альтернативный Петербург лихих 90-х глазами юного Игоря. Его отец, Константин Гром, работает в милиции, выслеживает таинственного маньяка Анубиса и не уделяет должного внимания семье. Поэтому парень быстро взрослеет и решает самостоятельно заработать. Легкие деньги приводят Игоря в логово Зверя и в итоге показывают, что за глупость нужно платить.
Мама, не горюй (1997)
Что за свадьба без драки? Вот и в картине Максима Пеженского «Мама, не горюй» она есть. В провинциальном приморском городке во время празднования воссоединения двух любящих сердец криминальный авторитет по прозвищу Турист имел наглость приставать к невесте на глазах гостей, за что был избит женихом и свидетелями. Оскорбленный Турист силами милиции и бандитов решает наказать обидчика, и потому виновник торжества вынужден бежать, чтобы не сесть в тюрьму или того хуже.
Хрусталь (2018)
Минск. 90-е годы. Веля берет от жизни все, что может: она работает диджеем, ходит на рейвы, встречается с наркоманом и много мечтает. Ее заветное желание — жить в Чикаго. Чтобы получить визу, Веля решается подделать документы и вписать в графу «место работы» хрустальный завод. В заявлении она указывает номер местного телефона, куда могут позвонить и раскрыть все планы девушки. Чтобы спасти свою «хрустальную» мечту, обманщица срочно выезжает в унылое село у завода и заселяется к владельцам телефона.
Живой (2006)
Кир вернулся с чеченской войны. Он сломленный солдат, потерявший на поле боя не только ногу, но и друзей-сослуживцев. Чувство вины за гибель близких, отдавших свои жизни ради Кира, каждый день возвращает инвалида на поле боя. Но вот он дома, рядом с любимой женщиной и матерью. И стоило бы отпустить прошлое, чтобы двигаться дальше, но эхо войны продолжает тянуть мужчину в яму отчаяния и безумия.
Бумер (2003)
Некоторые фильмы про братву становятся культовыми благодаря всего одной детали. Вот, например, Бумер — машина, о которой мечтали все подростки начала нулевых благодаря одноименной киноленте Петра Буслова. Четверо друзей — Кот, Килла, Рама и Ошпаренный — после очередной бандитской разборки вынуждены бежать от преследования. Их личные авто уже известны тем, кто устроил погоню, поэтому уезжать приходится на недавно угнанном у латвийского бизнесмена черном BMW.
Это настоящий суровый боевик в первую очередь не про бандитскую жизнь, а про настоящую мужскую дружбу и довольно глубокую драму, хотя погонь на машинах, перестрелок и прочего экшена в фильме предостаточно.
Одиссея 1989 (2003)
Паштет очень рад: спустя десять лет разлуки к нему в большой город из деревни приезжает двоюродный брат Денис. Дэн мечтает поступить в техникум и стать настоящим человеком: получить профессию агронома, затем работу и обзавестись семьей, хотя главная его несбыточная мечта — стать космонавтом и бороздить просторы вселенной. Паштет хочет помочь брату, но делает это по-свойски, как умеет, и Денис постепенно оказывается втянут в водоворот привычных для темной стороны мегаполиса событий — наркотики, алкоголь, сомнительные женщины, сомнительные мужчины и уголовные преступления. И чем дальше — тем хуже. Что победит в итоге — наивная мечта о звездах или косячок в кармане?
Бык (2019)
Антон Быков, он же Бык, успел к концу девяностых вырасти на улице, отслужить в армии, отсидеть небольшой срок в тюрьме и выйти на свободу в нестабильной России рубежа веков. Ему хочется верить, что худшее позади, а впереди его ждет мечта: работа влиятельным бизнесменом и большие деньги, роскошный дом, жена-красавица и детки-умницы. Однако прошлое Быка и настоящее его страны все никак не дадут ему бросить криминал, чему также не способствует тесный контакт с Моисеем — влиятельным вором в законе, знакомство с которым произошло еще во время отсидки. Вместо бизнеса — грабежи и набеги, вместо дома — притоны и рок-концерты, а вместо жены — продажные одноразовые девушки. Это история о том, как один человек сопротивляется бурному потоку истории и о неизбежности горькой реальности.
Теснота (2017)
В конце девяностых на Северном Кавказе молодая девушка Илана живет обычной жизнью, занимаясь небольшим семейным бизнесом — отцовской автомастерской. Однажды во время помолвки младшего брата Иланы — Давида — юношу с его суженой похищают неизвестные, после чего требуют солидный выкуп за молодых. Ила изо всех сил пытается во всем разобраться, собрать деньги и убедить всех поступить правильно, но ее словно никто не слышит. Девушке придется пережить череду ужасных событий, которые не могут оставить равнодушными ни героиню, ни зрителя этой киноленты. Это история о конфликте отцов и детей, о жестокости и безнравственности традиционных общин и о том, как люди готовы принести в жертву кого-то другого вместо себя.
ПираМММида (2011)
Сейчас каждый знает, что такое компания МММ, чем она была на самом деле, сколько денег принесла своему создателю и какой у Сергея Пантелеевича Мавроди был конец. Но в девяностых люди не знали про финансовые пирамиды и не понимали, как они работают: многие слепо верили рекламе из телевизора и несли свои деньги в кассы якобы под огромные проценты. «Всем все платится!» — уверенно кричали герои телерекламы, насмехаясь над скептиками, которые вот-вот упустят единственный шанс разбогатеть. «ПираМММида», созданная по мотивам, но не повторяющая реальную историю, отлично вписывается по тематике в русские фильмы про 90-е годы бандитские, потому что криминала в этом кино — выше крыши.
Кочегар (2010)
Если вспоминать фильмы про русский криминал 90-х, список был бы неполным без «Кочегара». Собственно, кочегар — это главный герой Михаил Скрябин. Он ветеран Афгана, который после ранений и контузии не смог восстановиться. Очень скоро он впал в детство. Героя часто посещают разные люди: бывший однополчанин, который на гражданке стал типичным бандитом, утилизирующим трупы; дочь, требующая денег; две девочки, которым просто нравится смотреть на огонь. «Кочегар» Алексея Балабанова — это очень глубокое и лирическое произведение, несмотря на обилие жестоких и откровенных сцен. Типичная балабановщина, которая впитала в себя многое из предшествующих фильмов режиссера, таких, например, как «Брат», «Война» и «Груз 200».
Чужая (2010)
Жанр: боевик, драма
Рейтинг «Кинопоиска»: 6.7
Бандиты в девяностых были не только в Москве, но и в Киеве, о чем и рассказывает фильм Антона Борматова «Чужая». Бандит по кличке Бабай попался и сел в тюрьму, его вот-вот должны расколоть. Четверо бойцов — Шустрый, Гиря, Сопля и Малыш — отправлены на поиски сестры Бабая в Польшу, так как ее присутствие должно помочь задержанному держать рот на замке. Как водится, все идет наперекосяк. От начала до самого конца картина наполнена насилием, погонями, перестрелками и всеми сопутствующими этим действиям событиями.
Generation П (2011)
Жанр: фантастика, драма, комедия
Рейтинг «Кинопоиска»: 6.6
«Творцы нам здесь не нужны, Вован. Нужны криэйторы». Сумасшедший фильм, показывающий, с одной стороны, криминальные события 90-х, а с другой — мухоморовые галлюцинации главного героя Вавилена (или попросту Вована). Конец века, чеченская война, Ельцин, разгул преступности по всей стране и, главное, — реклама, которая льется из всех щелей на неподготовленного постсоветского зрителя. Вавилен входит в этот рекламный мир в качестве криэйтора и медленно, но верно скатывается в безумие.
Москва (2000)
Девяностые годы, Москва. Все районы мегаполиса поражены бандитизмом и криминалом, каждый подросток хочет вырасти и стать рэкетиром на черном бумере, иметь много женщин, денег и все в этом духе. «Новый русский» Майкл перевозит огромную партию «черных» денег, и груз неожиданно пропадает. Протагонист подозревает свою невесту. Причина банальна: незадолго до событий девушка влюбилась в лучшего друга Майкла, который и мог ее уговорить на эту авантюру. Так начинается паранойя, которая ни к чему хорошему не приведет.
Маша (2020)
Этот фильм повествует не об очередном бандите с трудной судьбой, а о тринадцатилетней девочке Маше, которую угораздило родиться и расти в девяностые. Серость вокруг уже готова поглотить Машу и воспитать в добропорядочную школьницу, но та не сдается. Девочка-подросток одевается в яркие цвета, мечтает стать эстрадной певицей и женой своего друга Сергея. Когда весь мир против, она гуляет с опасными вышибалами-боксерами и даже не подозревает, насколько глубоко под овечьей шкурой таится волк.
Скоро кончится лето (2022)
Баха — шестнадцатилетний парень из Казахстана. Он охвачен идеями Аллана Чумака из телевизора и мечтает стать таким же крутым гипнотизером. Баха создает в своей голове образ сверхчеловека и наблюдает за ним как бы со стороны, не понимая, что все действия галлюцинации — его собственные. Даже соседскую красавицу парень пытается завоевать при помощи гипноза. Не самый легкий фильм про тяжелую жизнь подростка, который не может понять, чего он хочет.
Клипмейкеры (2022)
Как ни странно, фильмы про 90-е годы не всегда должны состоять по большей части из насилия и перестрелок. Сюжет «Клипмейкеров» Григория Константинопольского охватывает почти все девяностые — с 92-го до 99-го года, и речь пойдет не про бандитов, а про богемную молодежь, которая зарабатывает огромные деньги на создании клипов для эстрадных звезд. Молодым талантливым людям открыты все дороги, но надолго ли?
Печень, или История одного стартапа (2019)
Трое друзей — Вован, Мамед и Леха — пока еще школьники, которые мечтают стать то ли ворами в законе, то ли бизнесменами в красных пиджаках. Увы, окончить школу у них не выходит: до экзаменов троицу не допускают. Криминальный авторитет Костик предлагает ребятам помощь, но не бесплатно: те должны достать бандиту новую печень. Найти-то они ее смогут, но вот дальше начинаются серьезные проблемы.
Восьмерка (2013)
В 2013 году фильмы про 90-е годы бандитские русские пополнились еще одной жемчужиной под названием «Восьмерка». В самом конце двадцатого века — под Новый 2000 год — молодой парнишка Гера, служащий в ОМОНе, разгоняет протестующих заводчан. Он на стороне закона, но ровно до тех пор, пока не влюбляется в невесту местного криминального авторитета Буца, что выливается в противостояние Геры и отъявленных головорезов, держащих весь город в страхе.