Премия «Оскар» уже долгие годы является главным кинематографическим маяком не только для профессионалов, но и для обычных зрителей. Возможно, для последних она даже более важна, чем для представителей киноиндустрии. Зрители лишены профессиональной деформации и зачастую голосуют просто сердцем.
Однако есть мнение, что профессионалы (а в нашем случае речь про членов Американской академии кинематографических искусств и наук) — такие же люди, у которых тоже есть как свои любимчики, так и те, кого они терпеть не могут, что их тоже можно впечатлить шикарной вечеринкой, приуроченной к выходу фильма, или доверительными разговорами с его создателями, и тогда профессиональное у них отходит на второй план, уступая место личному. И, как следствие этого, на «Оскаре» начинают происходить странные вещи.
В редакции film.ru решили дать волю чувствам и поделиться своей болью по поводу «несправедливостей» премии «Оскар». А всех читателей «Эльдоблога» мы приглашаем присоединиться в комментариях.
«Стальная хватка» за пределами «оскаровской» гонки
Лично для меня одним из самых неприятных «сюрпризов» грядущей церемонии премии «Оскар» стало не только отсутствие номинации Греты Гервиг в категории «лучший режиссер», но и тотальный игнор новой работы Шона Дуркина «Стальная хватка» с Заком Эфроном, Харрисом Дикинсоном и Джереми Алленом-Уайтом в главных ролях.
Снятая в копродукции со студией А24 картина о семье рестлеров выглядит практически идеальным «оскар-байтом»: во-первых, это байопик (кейсы с «Богемской рапсодией», «Вселенной Стивена Хокинга», «Жизнью в розовом цвете» доказывают, что к байопикам академия явно неравнодушна), во-вторых, максимально зрительское кино на тему отношений отцов и детей («Паразиты», «Зеленая книга», «Барби» и другие фильмы с универсальными социальными посылами всегда с радостью принимают на «Оскаре»).
Особенно мне хочется выделить Зака Эфрона, который показал в «Стальной хватке» невероятную физическую трансформацию, не хуже Натали Портман в «Черном лебеде» — это само по себе заслуживает номинации. Его глубокое эмоциональное соприкосновение с ролью — еще одна, не менее важная причина для попадания на «Оскар».
Насколько я знаю, ситуация со «Стальной хваткой» — далеко не первая в многолетней истории главной кинематографической премии мира. Три года назад академики демонстративно проигнорировали независимую драму Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда», в 2000-м «забыли» номинировать «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая, в 1995-м оставили без приза «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, в 1980-м обделили вниманием «Сияние» Стэнли Кубрика. Продолжать можно бесконечно.
«Оскаровская» справка
Грета Гервиг имеет четыре номинации на премию «Оскар». В 2018 году она была номинирована в категориях «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая режиссерская работа» за фильм «Леди Берд». В 2020 году получила номинацию в категории «Лучший адаптированный сценарий» за фильм «Маленькие женщины». В 2024 году у нее номинация в той же категории за фильм «Барби».
У Ричарда Линклейтера на данный момент пять номинаций на премию «Оскар». Две номинации в категории «Лучший адаптированный сценарий» за фильмы «Перед закатом» и «Перед полуночью» и три номинации за фильм «Отрочество» (в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший оригинальный сценарий»).
В 2008 году фильм «Жизнь в розовом цвете» был удостоен двух премий «Оскар»: в категориях «Лучшая женская роль» (Марион Котийяр) и «Лучший грим». А также получил номинацию в категории «Лучший дизайн костюмов».
В 2011 году фильм «Черный лебедь» был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучшая женская роль» (Натали Портман), а также получил четыре номинации: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Даррен Аронофски), «Лучшая операторская работа» (Мэттью Либатик) и «Лучший монтаж».
В 2015 году фильм «Вселенная Стивена Хокинга» был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» (Эдди Редмэйн), а также получил четыре номинации: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Фелисити Джонс), «Лучший адаптированный сценарий» (Энтони Мак-Картен) и «Лучшая музыка» (Йохан Йоханссон).
В 2019 году фильм «Богемская рапсодия» был удостоен четырех премий «Оскар»: в категориях «Лучшая мужская роль» (Рами Малек), «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж» (эта категория просуществовала с 1964 по 2020 г.). А также получил номинацию в категории «Лучший фильм».
В том же году фильм «Зеленая книга» был удостоен трех премий «Оскар»: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али) и «Лучший оригинальный сценарий» (Ник Валлелонга, Брайан Хэйс Керри, Питер Фаррелли). А также получил две номинации: в категориях «Лучшая мужская роль» (Вигго Мортенсен) и «Лучший монтаж».
В 2020 году фильм «Паразиты» был удостоен четырех премий «Оскар»: в категориях «Лучший фильм» (он стал первым фильмом на иностранном языке, который получил премию «Оскар» в этой категории), «Лучшая режиссерская работа» (Пон Джун-хо), «Лучший оригинальный сценарий» (Пон Джун-хо, Хан Джин-вон) и «Лучший фильм на иностранном языке». А также получил две номинации: в категориях «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучший монтаж».
У режиссеров Шона Дуркина, Элизы Хиттман, Вонга Кар-Вая, а также у актера Зака Эфрона номинаций на премию «Оскар» не было (как не было их и у фильмов «Никогда, редко, иногда, всегда», «Любовное настроение», «Стальная хватка», «Перед рассветом» и «Сияние»).
«Лабиринт Фавна» остался без «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»
С каждым годом работы в медиа о кино меня все меньше и меньше волнует оскаровская гонка, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Но даже за пределами любых церемоний всегда искренне расстраивает довольно пренебрежительное отношение к хоррорам. Ситуация меняется, слоубернеры (поджанр фильмов ужасов с медленно разворачивающимися событиями, постепенно нарастающим саспенсом и присутствием социального подтекста — прим. ред.) вошли в моду, но ужасы все еще воспринимаются как жанр низкий, упрощенный, сведенный до скримеров в подвале и призраков на чердаке.
Неноминированных фильмов можно вспомнить куда больше, чем номинированных: а те, что добираются до шорт-листов, остаются лишь фоном для триумфаторов церемоний (допустим, попадание в номинацию оператора «Маяка» Ярина Блашке).
Но одной из самых несправедливых мне видится «непобеда» «Лабиринта Фавна» на «Оскаре» 2007 года. Даже если избегать претенциозной маркировки «шедевр», фильм Гильермо дель Торо можно назвать как минимум выдающимся и несомненно великим. Языком мрачной сказки Дель Торо говорит об ужасах середины XX века, куда более буквальных и осязаемых.
Картина за прошедшие годы получила заслуженное признание, да и в тот самый вечер без статуэток не осталась: «Лучшая операторская работа» (Гильермо Наварро — прим. ред.), «Лучшие декорации», «Лучший грим» — визуальный пир, не иначе! Но «Лучший фильм на иностранном языке» ушел несомненно важной, но традиционной политической драме «Жизнь других». Гильермо получит два «Оскара» за «Форму воды» — тоже сказку, но построенную по формуле конвенциональной голливудской истории любви. Вариант куда более симпатичный для седовласых академиков и, разумеется, куда менее пугающий. Почему-то ужасно обидно.
«Оскаровская» справка
У Гильермо дель Торо на данный момент три премии «Оскар»: два «Оскара» за фильм «Форма воды» (в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа») и один «Оскар» за мультфильм «Пиноккио Гильермо дель Торо» (в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм»). Также у Дель Торо три номинации на премию «Оскар»: за «Лабиринт Фавна» (в категории «Лучший оригинальный сценарий»), за «Форму воды» (в той же категории) и за «Аллею кошмаров» (в категории «Лучший фильм»).
У фильма «Лабиринт Фавна», кроме трех «Оскаров» и номинации в категории «Лучший оригинальный сценарий», были также номинации в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая музыка» (Хавьер Наваррете).
Первым фильмом ужасов, получившим премию «Оскар», стал «Доктор Джекилл и мистер Хайд». В 1932 году он был удостоен премии в категории «Лучшая мужская роль» (Фредрик Марч), а также двух номинаций: в категориях «Лучший адаптированный сценарий» (Перси Хит, Самюэль Хоффенштейн) и «Лучшая операторская работа» (Карл Страсс).
Из других хорроров стоит отметить «Ребенка Розмари» Романа Полански. В 1969 году фильм был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучшая женская роль второго плана» (Рут Гордон), а также получил номинацию в категории «Лучший адаптированный сценарий».
В 1974 году фильм «Экзорцист» Уильяма Фридкина был удостоен двух премий «Оскар»: в категориях «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший звук». А также получил восемь номинаций: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая женская роль» (Эллен Берстин), «Лучшая мужская роль второго плана» (Джейсон Миллер), «Лучшая женская роль второго плана» (Линда Блэр), «Лучшая операторская работа» (Оуэн Ройзман), «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучший монтаж».
В 1976 году фильм «Челюсти» Стивена Спилберга был удостоен трех премий «Оскар»: в категориях «Лучшая музыка» (Джон Уильямс), «Лучший звук» и «Лучший монтаж». А также получил номинацию в категории «Лучший фильм».
Майкл Китон и Микки Рурк упустили «Оскары» за лучшую мужскую роль
Мы привыкли к тому, что Голливуд обожает истории о камбэках, а Киноакадемия — известных актеров и актрис, которые смогли триумфально вернуться в большое кино. Только в прошлом году на «Оскаре» было сразу два похожих кейса — тогда награды получили Брендан Фрейзер (за фильм «Кит», — прим. ред.) и Ке Хюи Куан (за фильм «Все везде и сразу», — прим. ред.). Когда я в очередной раз вижу воплощение этого сказочного и мотивирующего не опускать руки сюжета, то с грустью и недовольством вспоминаю два случая, когда что-то пошло не так. Когда красивой истории не случилось, а чуда так и не произошло.
В меньшей степени обидно за Майкла Китона и его роль в «Бердмэне». Конечно, мне до сих пор тяжело смотреть, как актер после поражения убирает в карман конверт с благодарственной речью. Но Китон хотя бы не испарился после того возвращения и до сих пор активно снимается в блокбастерах, получает награды за сериалы.
Другое дело — Микки Рурк. Сердце кровью обливается, когда вспоминаю его краткую вспышку в конце нулевых: «Рестлер», «13», «Железный человек 2». За фильм Даррена Аронофски актер не просто должен был получить «Оскар» — он буквально был фаворитом, но заветная статуэтка досталась Шону Пенну. Рэнди «Баран» так и остался главным достижением в карьере Рурка, который теперь прозябает во второстепенных боевиках и драмах. А Пенн, кстати, виновен в еще одной неожиданной краже «Оскара»: в 2004 году он в последний момент урвал награду Билла Мюррея, но это совсем другая история.
«Оскаровская» справка
В 2015 году фильм «Бердмэн» был удостоен четырех премий «Оскар»: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Алехандро Гонсалес Иньярриту), «Лучший оригинальный сценарий» (Алехандро Гонсалес Иньярриту, Николас Джиакобоне, Александр Динеларис, Армандо Бо) и «Лучшая операторская работа» (Эммануэль Любецки). А также получил пять номинаций: в категориях «Лучшая мужская роль» (Майкл Китон), «Лучшая мужская роль второго плана» (Эдвард Нортон), «Лучшая женская роль второго плана» (Эмма Стоун), «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».
В 2009 году фильм «Рестлер» получил две номинации на премию «Оскар»: в категориях «Лучшая мужская роль» (Микки Рурк) и «Лучшая женская роль второго плана» (Мариса Томей).
Номинация за фильм «Бердмэн» — единственная на данный момент в карьере Майкла Китона, как и номинация Микки Рурка за фильм «Рестлер».
У Шона Пенна две премии «Оскар» (обе в категории «Лучшая мужская роль»): за фильмы «Таинственная река» и «Харви Милк». А также еще три номинации в этой же категории за фильмы «Мертвец идет», «Сладкий и гадкий» и «Я — Сэм».
У Билла Мюррея только одна номинация на премию «Оскар»: в 2004 году он был номинирован в категории «Лучшая мужская роль» за свою игру в фильме «Трудности перевода».
Шарлотта Уэллс осталась без номинации в категории «Лучший режиссер»
В 2023 году «Оскар» был особенно маскулинным. После того, как два года подряд женщины выигрывали режиссерский «Оскар», академики решили включить в категорию только мужчин. Это не значит, что за весь год не было ни одной выдающейся картины, снятой талантливой женщиной-режиссером. Уверена, я не одна осталась под сильнейшим впечатлением после просмотра «Солнце мое» Шарлотты Уэллс. Критики пели нежному дебюту дифирамбы, Пол Мескал заставлял всех обливаться слезами, зрители по всему миру вспоминали далекое детство. Но, несмотря на оглушительный успех, чувственная драма удостоилась лишь одной номинации — за лучшую мужскую роль.
К сожалению, отсутствие женских голосов на «Оскаре» — довольно частая история. Уэллс — не единственная, оставшаяся за бортом в 2023 году, была также проигнорирована Сара Полли (за фильм «Говорят женщины», — прим. ред.). Непонятно, сколько должно пройти времени, чтобы киноакадемики научились замечать женщин и как можно чаще ставить их в один ряд с коллегами-мужчинами. Доподлинно известно, что 2024-й не стал исключением. Сегодня многие, в том числе я, негодуют, что Грета Гервиг не получила режиссерскую номинацию за «Барби» — один из главных фильмов года. И как тут не испытывать разочарование?
«Оскаровская» справка
У Сары Полли один «Оскар» за фильм «Говорят женщины» (в категории «Лучший адаптированный сценарий») и одна номинация за фильм «Вдали от нее» в той же категории.
У актера Пола Мескала только одна номинация на премию «Оскар» — за фильм «Солнце мое» в категории «Лучшая мужская роль» (это также и единственная номинация на премию «Оскар» у этого фильма).
У Шарлотты Уэллс номинаций на премию «Оскар» не было.
Первой женщиной, номинированной на премию «Оскар» в категории «Лучшая режиссерская работа», стала Лина Вертмюллер в 1977 году за фильм «Паскуалино „Семь красоток“». За этот же фильм она была номинирована и в категории «Лучший оригинальный сценарий». В 2020 году, за год до ее смерти, Лине Вертмюллер вручили почетный «Оскар».
Первой женщиной, получившей «Оскар» в категории «Лучшая режиссерская работа», стала Кэтрин Бигелоу за фильм «Повелитель бури». За этот же фильм она была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм». А в 2013 году получила еще одну номинацию в категории «Лучший фильм» — за картину «Цель номер один».
В 2021 году Хлои Чжао получила две премии «Оскар» за фильм «Земля кочевников» в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа», а также была удостоена еще двух номинаций за этот же фильм — в категориях «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж».
В 2022 году Джейн Кэмпион стала последней на данный момент женщиной, получившей премию «Оскар» в категории «Лучшая режиссерская работа», — за фильм «Власть пса». За этот же фильм у нее были еще две номинации — в категориях «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий». Но, кроме этого, у Кэмпион есть «Оскар» 1994 года в категории «Лучший оригинальный сценарий» за фильм «Пианино» и номинация в категории «Лучшая режиссерская работа» за этот же фильм.
Нелюбовь к Ридли Скотту и странный выбор лучших актрис в 1997 году
Есть много именитых режиссеров, которых обошел стороной «Оскар» за лучшую режиссуру. Первыми на ум приходят Стэнли Кубрик, Ридли Скотт и Кристофер Нолан, которому на этой церемонии выпадет очередной шанс. Но даже если у Нолана ничего не выйдет, то у него, в его-то 53 года, все еще впереди. А вот Ридли Скотту уже 86. Возможно, когда-нибудь ему и дадут хотя бы почетный «Оскар», но ближе всего, на мой взгляд, к «Оскару» настоящему, режиссерскому, сэр Ридли был в 2001 году, когда на церемонии блистал «Гладиатор». А в этом году его «Наполеон» поборется за «Оскар» лишь в категориях «Лучший дизайн костюмов», «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучшие визуальные эффекты».
И еще одна, на мой взгляд, вселенская несправедливость премии — это «Оскар» Фрэнсис Мак-Дорманд (первый в ее карьере) за фильм «Фарго». Номинирована она была в категории «Лучшая женская роль» — и это при том, что ее персонаж появляется спустя 30 минут после начала полуторачасового фильма. Да, в такой ситуации хронометраж значения не имеет, но справедливости ради в 1997 году «Оскар» в этой категории однозначно должен был уйти либо к Кристин Скотт Томас за ее роль в «Английском пациенте», либо к Эмили Уотсон за фильм «Рассекая волны».
В том году академики вообще много начудили. Например, вся американская кинообщественность была уверена, что «Оскар» за «Лучшую женскую роль второго плана» получит легенда американского кино и телевидения Лорен Бэколл (за фильм «У зеркала два лица»), которая начала сниматься с 1944 года и только в 1997-м наконец-то получила свою первую номинацию. Но академики решили отметить в этой категории Жюльет Бинош, а Стива Бушеми за его великолепную роль все в том же «Фарго» даже не номинировали.
А что касается Бэколл, то в 2010 году Киноакадемия одумалась и вручила ей почетный «Оскар». Бэколл тогда было 85 лет. Через четыре года она умерла.
«Оскаровская» справка
У Ридли Скотта четыре номинации на премию «Оскар». Три номинации в категории «Лучшая режиссерская работа» (за фильмы «Тельма и Луиза», «Гладиатор» и «Черный ястреб») и одна в категории «Лучший фильм» (за фильм «Марсианин»).
У Кристофера Нолана восемь номинаций на премию «Оскар»: одна номинация за фильм «Помни» (в категории «Лучший оригинальный сценарий»), две — за «Начало» (в категориях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий»), две — за «Дюнкерк» (в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа») и три — за «Оппенгеймера» в этом году (в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший адаптированный сценарий»).
У Стэнли Кубрика было тринадцать номинаций на премию «Оскар», из которых только одна завершилась взятием премии — в 1969 году он получил «Оскар» в категории «Лучшие спецэффекты» за фильм «2001 год: Космическая одиссея» (Кубрик тогда на церемонию не явился). Среди других номинаций Стэнли Кубрика: три номинации за фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» (в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший адаптированный сценарий»); две номинации за фильм «2001 год: Космическая одиссея» (в категориях «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший оригинальный сценарий»); три номинации за фильм «Заводной апельсин» (в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший адаптированный сценарий»); три номинации за фильм «Барри Линдон» (в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший адаптированный сценарий»), а также одна номинация за фильм «Цельнометаллическая оболочка» в категории «Лучший адаптированный сценарий».
У Фрэнсис Мак-Дорманд четыре премии «Оскар»: за фильмы «Фарго», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Земля кочевников» (в категории «Лучшая женская роль») и еще один «Оскар» за «Землю кочевников» в категории «Лучший фильм» (Фрэнсис Мак-Дорманд стала первой актрисой, номинированной на актерский и продюсерский «Оскар» за один и тот же фильм). Кроме этого, у нее есть еще четыре номинации на премию «Оскар»: за фильмы «Миссисипи в огне», «Почти знаменит» и «Северная страна» (в категории «Лучшая женская роль второго плана») и за фильм «Говорят женщины» (в категории «Лучший фильм»).
У Жюльет Бинош, кроме «Оскара» за «Английского пациента», есть одна номинация в категории «Лучшая женская роль» (за фильм «Шоколад»).
У Эмили Уотсон две номинации на премию «Оскар» — за фильмы «Рассекая волны» и «Хилари и Джеки» (обе — в категории «Лучшая женская роль»).
У Кристин Скотт Томас одна номинация на премию «Оскар» — за «Английского пациента».
У Стива Бушеми номинаций на премию «Оскар» не было.
В 2001 году фильм «Гладиатор» был удостоен пяти премий «Оскар»: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Рассел Кроу), «Лучший дизайн костюмов», «Лучший звук», «Лучшие визуальные эффекты». Также у фильма было семь номинаций: в категориях «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль второго плана» (Хоакин Феникс), «Лучший оригинальный сценарий» (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), «Лучшая операторская работа» (Джон Мэтисон), «Лучший монтаж», «Лучшая музыка» (Ханс Циммер), «Лучшая работа художника-постановщика».
В 1997 году фильм «Фарго», кроме «Оскара» за «Лучшую женскую роль», был также удостоен «Оскара» в категории «Лучший оригинальный сценарий» (братья Коэны). Кроме этого, у фильма было пять номинаций: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Джоэл Коэн), «Лучшая мужская роль второго плана» (Уильям Х. Мэйси), «Лучшая операторская работа» (Роджер Дикенс) и «Лучший монтаж».
В том же году фильм «Английский пациент» был удостоен девяти премий «Оскар»: в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Энтони Мингелла), «Лучшая женская роль второго плана» (Жюльет Бинош), «Лучшая операторская работа» (Джон Сил), «Лучшая музыка» (Габриэль Яред), «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучший дизайн костюмов», «Лучший звук» и «Лучший монтаж». Кроме этого, у фильма было три номинации: в категориях «Лучшая мужская роль» (Рэйф Файнс), «Лучшая женская роль» (Кристин Скотт Томас) и «Лучший адаптированный сценарий» (Энтони Мингелла)