В апреле этого года студия Виталия Терлецкого Terletski Games и художница RIKANI представили миру совместный проект под названием «Альтушка для скуфа». Это визуальная новелла, которую авторы называют симулятором скуфа от первого лица. Геймеры уже давно ждут игру по популярному мему, но остались ли они довольны покупкой за 200 рублей? Положительные отзывы в Steam (3700 из 4500 на момент написания материала) намекают, что новелла «выстрелила» и не зря ее так пиарили в сети. Но если почитать эти положительные отзывы, становится ясно — игра все-таки не оправдала ожидания. Рассказываем почему.
Содержание
Сюжет
Сорокалетний любитель «Танков» просыпается в своей грязной квартире, проводит ритуал очищения на фаянсовом троне, ест вчерашнюю пиццу, играет в видеоигры и мечтает о тяночке (привлекательной девушке). Это наш главный герой, если что. Безымянный скуф, у которого в голове есть шизофренический внутренний голос, озвученный Пророком Санбоем. Его жизнь выглядит ужасно: ни денег, ни любви, ни увлечений.
Но в один из таких одиноких дней герой решается зайти на сервис «Скуфуслуги» и находит там новый баннер с надписью «Получи свою альтушку». После унылых поисков персонаж переходит на нужную вкладку, где перед ним предстают три девушки на выбор: Ксюша, Настя и Алиса. Альтушки оживают и начинают общаться со скуфом, уговаривая его выбрать девушку, оформить документы и забрать свою возлюбленную. Только в итоге оказывается, что это все «развод» для сбора персональных данных с плохой концовкой. Грустно, но альтушку вы не получите.
Погружение и рельсы
Может ли «симулятор скуфа» интересно раскрыть драму несчастного одинокого человека? Показать его личность, натолкнуть на какие-то размышления? Просто продемонстрировать интересный геймплей? Заставить поржать, наконец? Нет.
Игра условно поделена на две фазы: квартира из четырех комнат и окошко «Скуфуслуг». Сначала разработчики заботливо проведут вас по рельсам в туалет, ванную, кухню и зал с компьютером. Свобода выбора в этих локациях на уровне: подогреть пиццу или есть ее холодной. Ваше решение лишь повлияет на то, какую именно ачивку вы получите, но не более. Зато в туалете есть аж четыре варианта, как именно герою справить нужду. Удивительно, что фаза «квартиры» самая смешная. Туалетный юмор под крики Санбоя реально может полюбиться пользователям нижнего интернета — я сама не раз вслух смеялась от тупости этих жирных шуток и отсылок. Ведь ты запускаешь «Альтушку для скуфа» в надежде на то, что будет смешно. Но когда игра перенесла меня на «Скуфуслуги», юмор официально «все».
Дальше идет тягомотина и бесконечное прокликивание диалоговых окошек. Скуф задает три вопроса для последующего выбора избранницы, а Ксюха, Настя и Алиса несмешно на них отвечают. Так в течение трех минут психопатка Алиса рассказывает, как хочет отрезать кусочек детородного органа своего бывшего — ха-ха, животики надорвать. Опа, внезапная юмореска про секс. Ой, а вот еще один прикол про то, как толстяк будет спать с красивой девушкой. И ловите еще один! Ведь шутка становится только смешнее, если ее повторить пять раз. Да, ребята?
По сути выбирать в этой фазе практически нечего. Лишь в момент, когда девушка начинает расспрашивать про ваше здоровье, есть вариант солгать о весе и росте. Но и в этом случае игра проигнорирует ваш ответ. Например, сказали, что рост 185, — Настя отвечает, что любит коренастых дворфов и вы подходите под ее типаж. Лишь один раз игра вас накажет за правду: когда Алиса услышит, что у скуфа микропенис, прохождение завершится — вам придется заново пролистывать 15 минут геймплея.
Вариативность здесь прозрачная: вы или сотрудничаете с девочкой, или удаляете свою учетную запись. Сопротивляетесь — игра вылетает и при запуске возвращает к недовольной альтушке, чтобы та вас отругала. Оформляете документы для Ксюши — к вам приходит товарищ майор. Для Насти — остаетесь без денег. А Алисе вообще плевать на все, она просто хочет роскомнадзорнуться. Внутренний голос тем временем сопротивляется, но скуф думает лишь о теплом пледике и ламповой тяночке.
Альтушки
Сплошное разочарование. Стоит отметить, что в начале прохождения я делала большую ставку на харизматичных альтушек, потому что главный герой сам по себе скучнейший персонаж. Но уже во время знакомства с девчонками стало понятно, что глубины в них нет.
Ксюша
Классическая альтушка в черном со строгим и властным характером. Она даже не пытается играть роль соблазнительницы, чтобы в итоге «развести» скуфа. Ксюша просто кричит, унижает и пытается манипулировать. Сразу становится понятно, что тут замешаны какие-то махинации, однако при выборе этой героини вы изначально идете на плохую концовку — других у Ксюхи нет.
Настя
Милейшее создание, которое «обволакивает» нежностью и ми-ми-мишностью. Скуф толстый? Классно, мягче будет обниматься. Нерешительный? Ничего страшного — пропустим некоторые разделы для заполнения документов, лишь бы герой не сбежал. Может показаться, что она сильно отличается от своей сестрички, однако разработчики даже поленились прописать новые диалоги. В большинстве случаев это тупо копирка Ксюши, которая добавляет в конце предложения «милый».
Когда дело доходит до ввода реквизитов банковской карты, Настя становится истеричной стервой не меньше сестренки. Странно было бы после таких красных флагов и крика внутреннего Санбоя вообще поддаться на провокации и ввести номер карты. Но если вы это сделали, то концовка очевидная — ачивка «Служба безопасности». Хотя можно не вестись, отказаться вписывать код, и тогда ничего для скуфа не изменится — он так и будет гнить в одиночестве.
Алиса
Это болтливая, сумасшедшая и абсолютно непривлекательная девушка. Маскот «Двача» не мог быть иным. Алиса почти сразу раскрывает все карты и объясняет скуфу, что сайт сделан для поиска «откосивших» мужчин призывного возраста. Все девушки — это нейросеть, которая должна выманивать у пользователей личные данные для товарища майора, но Настю взломали мошенники, а у Алисы появилось сознание. И теперь вам предстоит или удалить аккаунт, чтобы убить и освободить Алису, или оформить заявку и ждать военкома.
На самом деле даже обидно за людей, которые сразу выбрали Алису, потому что ее ветка — это сплошной спойлер. После нее вообще нет смысла выходить на другие концовки.
Визуал и озвучка
Визуальная новелла не только должна цеплять сюжетами и героями, но и обязана привлекать картинкой. Как классно было бы поставить игру на паузу, чтобы изучить рабочий стол героя, его плакатики, коллекции машинок и DVD-дисков из нулевых. Но тут даже этого нет. Задники квартиры — отравленные зеленой мазней фотографии без какой-либо индивидуальности. Понятно, что авторы хотели показать мрак пристанища скуфа, но в итоге вышло очень «скуфно». Ни деталей о быте персонажа, ни смешных отсылок, ни ностальгических ноток из-за ковра на стене.
Большая часть геймплея все-таки проходит на «Скуфуслугах», где фон — это просто белое полотно с голубенькими буквами. Иногда можно встретить в списке услуг что-то вроде «Выписка о прохождении игры „С.р.а.л.к.е.р“» и «Загранпаспорт тебя не спасет». Весело, но мало.
Спрайты с альтушками — мое почтение. Кажется, RIKANI действительно больше всех была заинтересована этим проектом. Хотя угловатые Ксюша и Алиса очень похожи чертами лица и формами, они здорово контрастируют с мягкой и округлой Настей. При этом заготовок с эмоциями тоже у каждой героини примерно по пять штук — они и покричат, и поплачут, и покривляются. А последние арты на диване во время ложной концовки настолько классные, что невольно задаешься вопросом: «А почему нельзя было сделать всю игру в подобном стиле?»
Хоть альтушки красивые, но их озвучка — полный провал. В большинстве случаев в визуальных новеллах вообще нет голосов, и вроде как радоваться надо хотя бы этому. Но актриса озвучивания не «дотянула». Плохая дикция, неправильные акценты, переигрывания и недоигрывания — все это очень портит общую картину.
Озвучка главного героя — совсем мимо. Каждая его фраза слышится так, будто отец читает своему ребенку сказку на ночь с такими характерными интонациями. Уловите мои ощущения: молодой человек пытается выдать себя за сорокалетнего мужчину, но с переигрываниями, будто его герой — это обиженный мальчик девяти лет.
Удивительно, но все это спасает Пророк Санбой. Эта безумная изюминка проекта выдает самые смешные шутки и не дает отключить озвучку насовсем. Да, он запинается, где-то повторяет слова и будто вовсе импровизирует. Но голос при этом такой приятный и бархатистый, а интонации везде в тему. Музыкант, что еще сказать.
Кстати, о музыке. Композитору всех музыкальных вставок хочется сделать отдельный комплимент — мелодии гармонично вписались в окружение, не приедались по мере прохождения и при этом звучали свежо. Цирковую мелодию Алисы при всей ее простоте хочется переслушивать раз за разом.
Графомания
Что любопытно, автор всего несколько раз увлекся графоманией. Это все быстро прокликивалось и не заставляло сильно скучать. До Ритана с десятком страниц монолога про римских легионеров в «Деньги, секс, рок-н-ролл» сценаристу тут далеко. В целом весь текст в «Альтушках» был подан просто и приятно, и тут виден потенциал. Вообще кажется, что, если бы авторы действительно были идейно вдохновлены своим проектом, а не пытались поскорее выпустить хоть что-то на волне хайпа мема, то вышла бы классная игра, в которую хотелось бы вернуться и через год-два. Но по факту я прошла с перемотками 6 концовок за час и почти не кайфанула от увиденного.
Вердикт
«Альтушка для скуфа» — проходняк и больше напоминает демо-версию игры, чем полноценную визуальную новеллу. Разработчики так сильно гнались за сроками, чтобы успеть выдать коммерческий продукт до смерти мема, что в итоге «Альтушки» стали символом протухшести шутки.
Да, кто-то скажет: «Двести рублей за целую игру в 2024 году — это не деньги. И чего вы ожидали от проекта, который делали месяц?» Отчасти согласна, такие вводные действительно занижают планку ожидания. И в то же время ценник и сжатые сроки — это не проблема геймера. Его вообще не должно заботить, при каких условиях создавалась игра. Он заплатил за продукт, чтобы в итоге не читать в интервью: «Этот прикол мы делали как бы для себя, потому что любим мем про скуфа», — а просто побалдеть и увидеть то, что уже напредставляли из-за трейлеров.
Кажется, что «Альтушка для скуфа» отчасти повторила судьбу «Смуты». Авторы не претендовали на звание великих разработчиков и просто делали игру, но пиар, форс в соцсетях, трейлеры будто сыграли против самого проекта. Геймеры хотели «Бесконечное лето» с миллионом рутов, а в итоге получили Алиску курильщика. Монетизировать пустышку — это тоже талант. У Terletski Games получилось.