8 мин. на чтение

Школьники, женщины Кавказа и «оборотни в погонах»: российские фильмы, побывавшие в Каннах

14 мая открылся 77-й Каннский кинофестиваль, где традиционно показывают главные авторские хиты предстоящего сезона. В последние годы российского кино на фестивале практически нет, но так было не всегда.

Наши коллеги из Okkoлокино вспоминают отечественные фильмы, побывавшие в разных секциях фестиваля на Лазурном берегу за последние 20 лет. Напоминаем, что российская картина победила в Каннах лишь однажды: лауреатом «Золотой пальмовой ветви» в 1958 году стала пронзительная военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли».

«Разжимая кулаки»

«Особый взгляд», 2021 год

Второй полнометражный фильм Киры Коваленко, выпускницы мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии, представлял Россию в программе «Особый взгляд». Картина взяла главный приз секции. Коваленко стала первой женщиной, которая победила в «Особом взгляде» с 1998 года. События разворачиваются в небольшом шахтерском городе Мизур, который расположен между двух отвесных скал. Девушка Ада (Милана Агузарова) хочет сбежать из семьи, в которой правят мужчины. Отец Заур (Алик Караев) отличается суровыми методами воспитания, а два брата чувствуют себя куда свободнее, нежели Ада. Старший (Сослан Хугаев) уехал в Ростов на заработки, младший пока не понимает, по какой дорожке в жизни идти. Для Заура Ада еще маленькая, он крепко вцепился в девушку и не дает ей сделать лишнего шага. Российский Оскаровский комитет выдвинул фильм на премию «Оскар» в 2022 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». На сегодняшний день это последняя картина, которую Россия отправляла на соискание премии американской киноакадемии.

«Петровы в гриппе»

Основной конкурс, 2021 год

До основного конкурса в 2021-м добрался фильм Кирилла Серебренникова — экранизация романа Алексея Сальникова (до этого роман получил воплощение в спектакле «Гоголь-центра»). Главные роли в экранизации исполнили Чулпан Хаматова, Семен Серзин и Иван Дорн. Герой Серзина, автослесарь Петров, заболевает гриппом незадолго до Нового года. Болезнь не мешает ему отправиться на работу, после которой он идет выпивать с приятелем Игорем. В это же время бывшая жена Петрова погружается в абсурдистские видения прямо на рабочем месте, в библиотеке. Супруга автослесаря фантазирует о возможном убийстве. Постепенно в жизни семьи происходят кардинальные изменения. Оператор «Петровых в гриппе» Владислав Опельянц получил в Каннах премию Высшей технической комиссии.

«Однажды в Трубчевске»

«Особый взгляд», 2019 год

Фильм режиссера Ларисы Садиловой был впервые показан в программе «Особый взгляд». «Однажды в Трубчевске» — возвращение Садиловой в режиссуру после шестилетнего перерыва. Где-то под Брянском встречаются водитель-дальнобойщик (Егор Баринов) и обаятельная женщина, голосующая у шоссе (Кристина Шнайдер). Они любовники, что встречаются втайне от его жены (Мария Семенова) и ее мужа (Юрий Киселев). В перерывах между рейсами водителя всем участникам любовного многоугольника придется сделать выбор в пользу кого-то одного. Живописный портрет патриархата через призму старых добрых русских пейзажей напоминает о «Любовном настроении» Вонга Кар-Вая, но среди березок и деревянных заборов.

«Нелюбовь»

Основной конкурс, 2017 год

Последний (на сегодняшний день) вышедший в свет фильм Андрея Звягинцева боролся за главный приз Канн. Картина удостоилась приза жюри, председателем которого в том году был Педро Альмодовар. В центре сюжета — семья на грани развода. Главным камнем преткновения становится ребенок — мальчик Алеша (Матвей Новиков): ни муж, ни жена (Алексей Розин и Марьяна Спивак) не хотят забирать его к себе. Супруги уже завели новые отношения, и мальчик оказывается лишним. Вот только в круговороте бесконечных скандалов объект спора просто испаряется — Алеша выходит на улицу и не возвращается домой. После фестивального цикла «Нелюбовь» попала в наградную гонку — фильм номинировали на «Золотой глобус» и «Оскар», он получил награды премий BAFTA и «Сезар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Майор»

«Неделя критики», 2013 год

Картина народного режиссера Юрия Быкова попала в программу «Неделя критики». Это второй полнометражный фильм автора после «Жить». Призов картина не получила, но была отмечена и критиками, и зрителями. Драматичная история повествует о майоре полиции Сергее Соболеве (Денис Шведов), который, торопясь к супруге в роддом, сбил на полной скорости мальчика-подростка, переходившего дорогу. Пытаясь избежать ответственности за преступление, майор старательно выкручивается — запирает мать ребенка в своей машине, подговаривает прибывших на место коллег все «замять», ликвидирует улики и прочее. Права на фильм Быкова купил Netflix и выпустил в 2018 году американский ремейк — мини-сериал «Семь секунд». Подобное случается с отечественными фильмами крайне редко.

«Все умрут, а я останусь»

«Неделя критики», 2008 год

Полнометражный дебют режиссера Валерии Гай Германики был представлен в программе Канн «Неделя критики». Фильм о подростках-бунтарях удостоился специального упоминания от жюри «Золотая камера» (приз за лучший дебют), в России оргкомитет премии «Ника» окрестил Германику «Открытием года». Картина рассказывала о трех подругах-девятиклассницах на пороге старшей школы и взросления. Документальный опыт Германики (ранее она снимала короткометражные картины о жизни все тех же подростков) в совокупности с ручной камерой Алишера Хамидходжаева способствовал максимальной правдоподобности и реалистичности происходящего на экране. Главные роли исполнили Полина Филоненко, Агния Кузнецова и Ольга Шувалова.

«Русский ковчег»

Основной конкурс, 2002 год

Уникальный фильм Александра Сокурова состязался с другими картинами в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. «Русский ковчег» был снят в Зимнем дворце одним дублем, без монтажа — картина идет 1 час 27 минут. На один день Эрмитаж был закрыт, а съемкам предшествовали семь месяцев репетиций. Воплотить замысел удалось только с третьей попытки. Благодаря такому новаторскому решению Сокурову удалось запечатлеть музей как метафору, ковчег культурного наследия России. Правда, в Каннах, кажется, кино не очень-то поняли — фильм остался без призов. Зато после выхода в Америке удивительная картина стала кассовым хитом, заработав больше полутора миллионов долларов (на тот момент феномен для авторского кино). Сам Александр Сокуров оказался героем своего времени: вместе с Сергеем Дрейденом они изобразили путешественников во времени и пространстве. Правда, постановщика мы в кадре не видим, но зато регулярно слышим его голос.

Любите делиться своим мнением о технике? Тогда напишите обзор товара в «Эльдоблоге» — и получите до 1000 бонусов на новые покупки!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев