Сложно представить, каким именно будет мир будущего, однако отрицать, что он будет технологичным, бессмысленно. Уже сейчас наука пытается приручить нейросети, улучшить человеческое тело с помощью кибернетики и сократить дистанцию до планет и звезд. Фантастическое аниме полнится примерами смелых футуристических технологий — наши коллеги из Okkoлокино рассказывают, какие именно новшества нас ждут в ближайшие (или не очень) годы, если верить японским аниматорам и мангакам.
Нейронные импланты и киборги — «Призрак в доспехах» (1995)
2029 год, антиутопическое будущее. Человек настолько уверенно овладел технологиями, что начал вживлять себе в мозг всевозможные импланты, позволяющие свободнее существовать в мире компьютерных сетей и кибернетики. Правда, есть у этой медали и обратная сторона: мозг людей, подверженных модификациям, стал уязвим для взлома. Борьбой с подобным видом правонарушений, кибертерроризмом, занимается Девятый отдел полиции, в частности — майор-киборг Мотоко Кусанаги и ее коллега Бато.
Фильм Мамору Осии («Яйцо ангела», «Полиция будущего») по манге Масамунэ Сиро считается одним из самых известных аниме в истории и одним из главных образчиков в жанре киберпанка — наравне, например, с «Бегущим по лезвию».
В «Призраке в доспехах» можно встретить целый ворох технологий, которые человечество пока не освоило, но уже совсем скоро, кажется, освоит. Помимо нейроусовершенствований и кибернетических тел, которые населяют вполне человеческие души (они же призраки — отсюда название картины, вдохновленное происхождением главной героини), не последнюю роль в истории играет, например, искусственный интеллект.
Коллектор снов — «Паприка» (2006)
В недалеком будущем талантливый доктор Токита изобрел новое средство для лечения психических болезней — крохотное устройство DC Mini, оно же Dream Collector, которое позволяет попадать в чужие сны и даже влиять на них. Однажды неизвестный похищает из лаборатории три почти доработанных прототипа DC Mini и устраивает сновидческую диверсию: внедряет нескольким людям сон безумца, отчего те сходят с ума. Остановить преступника предстоит доктору Ацуко Тибе — главе команды разработки. Ацуко помогает больным в облике восемнадцатилетней девушки Паприки.
Культовая «Паприка» Сатоси Кона («Истинная грусть», «Однажды в Токио») основана на романе Ясутаки Цуцуи с тем же названием — правда, постановщик значительно отошел от сюжета книги. С одной стороны, роман слишком объемный, чтобы адаптировать его целиком, с другой — в нем не настолько подробно и интересно описаны сцены снов, связанные с использованием DC Mini. Кон полагал, что передать фантасмагорическую природу снов по силам анимации, но никак не тексту. К тому же сама тема взаимопроникновения реальности и сновидений давно волновала режиссера, так что вполне логично, что он взялся за экранизацию фантастики.
Межгалактические путешествия — «Ковбой Бибоп» (1998–1999)
Какие профессии будут популярны в будущем? Ну, например, профессия космического ковбоя — охотника за головами, который разыскивает преступников на разных планетах. Именно этой увлекательной деятельностью зарабатывают на жизнь главные герои «Ковбоя Бибопа»: бывший полицейский Джет Блэк и его напарник с загадочным прошлым Спайк Шпигель. А компанию им составляют картежница, очнувшаяся в криоцентре, гениальный хакер и пес, когда-то ставший жертвой экспериментов.
Герои многосерийного аниме неспроста мотаются по Солнечной системе. По сюжету, к 2070-м годам человечество расселилось по разным планетам, поскольку на Земле произошла катастрофа. По всей системе были построены гиперпространственные терминалы для межпланетного сообщения, однако из-за ошибки в расчетах один из терминалов землян взорвался, расколов Луну, — под метеоритным дождем из ее обломков жить стало невозможно. Аниме становится лишним напоминанием о том, что распоряжаться технологиями стоит осмотрительно и мудро.
Маточный репликатор — «Достичь Терры» (2007)
В аниме-сериале человечество тоже живет на колонизированных планетах — из-за уровня загрязнения и разрушений Землю давно пришлось покинуть. Теперь контроль над цивилизацией взял на себя суперкомпьютер. В результате эволюции начали появляться люди с особенными псионическими способностями — они сразу же были объявлены изгоями среди простых смертных. Главный герой, мальчик Джоми, мечтает поскорее вырасти, однако даже не подозревает, что в его генах содержится псионическая мутация.
Из синопсиса сериала можно вытащить сразу несколько технологических новшеств, однако уделить внимание хотелось бы не суперкомпьютеру или межзвездным путешествиям, а тому, как во вселенной «Достичь Терры» появляются и растут дети. «Производство» новых членов общества осуществляется с помощью маточного репликатора — дети, грубо говоря, массово выращиваются в пробирках, после чего распределяются по специально обученным родителям. К 14 годам воспоминания о мамах и папах стираются — и подростки вступают во взрослую жизнь.
Огромные человекоподобные машины — «Евангелион» (1995–1996)
Землю накрыла глобальная катастрофа, значительная часть человечества погибла или из-за нее, или из-за войн, а под новой столицей Японии был создан город-крепость. Планету атакуют загадочные существа Ангелы, и противостоять им можно только с помощью гигантских биотехнологических роботов серии «Евангелион». 14-летний Синдзи — один из подростков, которым под силу управлять махинами, так что его в числе прочих юных пилотов привлекают к борьбе с Ангелами.
Конечно, «Евангелион» Хидэаки Анно — не единственный пример аниме, где используются массивные человекоподобные машины. Существует отдельный поджанр — меха (от английского mechanism), который как раз ставит подобные изобретения в центр повествования, — как, скажем, в «Грендайзере» или «Мобильном воине Гандаме». Прелесть «Евангелиона» в том, что меха в этом проекте не только получили узнаваемый и запоминающийся дизайн, но и помогли особенно ярко подсветить гуманистическую, философскую и религиозную проблематику, заложенную Анно.
Крионика — «Исток» (2006)
300 лет назад города стали жертвой катаклизма: лес обрел самосознание и восстал против бетона. Юноша Агито как раз живет в Нейтральном городе на руинах человечества где-то в Японии. Однажды вместе с приятелем они оказываются в плену у племени людей-мутантов и, пытаясь спастись, натыкаются на древнюю лабораторию. Там Агито обнаруживает девушку, которая ждет своего времени, чтобы пробудиться от криогенной спячки.
Крионика — классическая для научной фантастики технология, которую можно встретить и в книгах, и в кино («Чужие»), и в анимации, причем это могут быть не только сами проекты («Футурама»), но и конспирология (Уолт Дисней). В «Истоке» Кэйити Сугиямы («Не сдавайся!») крионика служит не только для развития сюжета и персонажного сеттинга, но и для создания более яркого контраста между вроде бы разумным миром, который мы потеряли, и одержимой идеей разрушения природой.
Машина времени — «Врата Штейна» (2011)
Окабэ Ринтаро — самопровозглашенный безумный ученый, который с особым любопытством интересуется вопросами времени. В компании подруги детства Сины и хакера Хасиды он снимает квартиру в районе Акихабара, где собирает всяческие гаджеты будущего. После череды странных инцидентов исследователи понимают, что изобрели особенный прибор — «мобиловолновку», с помощью которой можно отправлять электронные письма в прошлое и менять ход истории.
Хотя со временем сериал, выросший из визуальной новеллы, приобрел статус почти культового, сегодня смотреть его довольно тяжело. Первая половина сильно зацикливается на объяснениях научных концепций и не очень живых диалогах — что, впрочем, не делает проект нелюбопытным именно с точки зрения развития технологий. Позже, когда в историю добавляется больше элементов триллера, сериал дорастает до захватывающего научно-фантастического зрелища.
Коэффициент преступности — «Психопаспорт» (2012–2019)
К XXII веку человечество окончательно автоматизировало жизнь. Дома напичканы умными устройствами и роботами, а тело чуть ли не каждого подвержено куче кибернетических изменений. За безопасность в обществе отвечает специальная система «Сивилла», которая умеет определять психологическую склонность того или иного гражданина к совершению преступления — коэффициент преступности. Раскрытием преступлений и поимкой потенциальных правонарушителей занимаются специальные люди из Бюро общественной безопасности.
Вычисление преступления до его совершения — тема для научной фантастики тоже далеко не новая. В случае с «Психопаспортом» киберпанковый подтекст встречается с удобной и понятной для просмотра формой: сквозной детективный сюжет развивается параллельно с процедуральными подсюжетами — в каждом эпизоде можно познакомиться с разными преступными кейсами из будущего.
Сверхоружие — «Триган» (1998)
Еще один космический вестерн в подборке — классика студии Madhouse («Охотник х Охотник», «Ванпанчмен») по манге Ясухиро Найто. Действие разворачивается на пустынной планете Гансмоук, где обитают улетевшие с разоренной Земли головорезы. Главный герой Вэш Ураган — желанная цель: за его голову назначена огромная награда, поскольку не так давно он единолично разрушил целый город. Когда местным страховым агентам поручают разыскать опасного преступника, выясняется, что он вовсе не так страшен, как кажется, — просто постоянно попадает в переделки.
Эстетика «Тригана» отсылает к американскому Дикому Западу, где под палящими лучами солнца служители правопорядка разыскивают проходимцев с оружием. Вэш, к слову, хоть и считает себя пацифистом, отлично обращается с футуристичным огнестрелом, в частности с лучевой пушкой. Она стреляет мощными энергетическими лучами и способна уничтожить одним зарядом космический корабль, город или даже целую планету.
Сверхфункциональные протезы — «Технолайз» (2003)
В светлое будущее возьмут не всех: когда человечество достигло той стадии прогресса, которая помогла людям избавиться от нищеты, голода и едва ли не достичь бессмертия, тех, кто не вписался в новое общество, отправили гнить в город-гетто Люкс. Там изгнанники не канули в Лету, а смогли выстроить некое подобие общества. С помощью вещества под названием «лафия» жители Люкса могут прибегать к технолизации — технологии, которая обеспечивает человека особыми протезами.
Технолизация строится из нескольких этапов: фазы молекулярной инженерии, фазы механической инженерии, биофазы для связи протезов с нервной системой и фазы черной магии. Через процедуру проходит протагонист сериала — уличный боец Итисэ. Перейдя дорогу преступной группировке, он теряет ногу и руку, а вскоре героя находит сердобольный доктор и проводит процедуру технолизации. Для Итисэ (и прежде всего для его организма) такой исход становится шоком: на помощь ему пришла та самая технология, которая когда-то разделила человечество на две части.