Большинство любителей видеоигр сталкивались в своей жизни с таким неприятным явлением, как разрывы изображения во время геймплея. Они режут глаза, мешают погрузиться в игровой процесс и попросту раздражают.
Существует как минимум три актуальных на сегодняшний день способа избавиться от этой проблемы — это технологии FreeSync, V-Sync и G-Sync. Но какая из них лучше справляется со своей задачей? Что необходимо, чтобы ими воспользоваться? Чем отличается FreeSync от G-Sync и почему проверенный временем V-Sync зачастую оказывается худшим решением? Как работают все эти технологии? И как сказываются на производительности компьютера? Разберемся в деталях в рамках нашего очередного ликбеза.
Содержание
Разрывы изображения — что это?
Руководствуясь принципом «знай своего врага», давайте для начала разберемся, что же это за такие разрывы изображения и почему они вообще происходят.
Разрыв изображения, разрыв экрана, или screen tearing (скрин тиринг), — это визуальный артефакт, который можно лицезреть на мониторе компьютера, когда он пытается изобразить на экране два разных кадра. В верхней части экрана мы видим одно изображение, где-то посередине проходит горизонтальная черта, а под ней отрисовывается уже совсем другой кадр. Таким образом картинка как будто оказывается разрезана на две части, которые сдвинуты относительно друг друга по горизонтали. Этот артефакт может быть более или менее заметным, но всегда вызывает лишь раздражение — когда монитор вытворяет такие причуды, всякая попытка погрузиться в виртуальный мир рушится на корню.
Разрыв изображения чаще всего происходит в играх и других трехмерных приложениях, когда частота кадров в секунду, которую выдает видеокарта компьютера, не совпадает с максимальной частотой обновления монитора — так называемой герцовкой. Работает это следующим образом. Видеопроцессор обрабатывает кадр и отправляет его в буфер — область памяти для временного хранения данных. Оттуда информация поступает на монитор, и он начинает построчно сверху вниз отрисовывать картинку на экране. Но не успевает он справиться с этой задачей, как видеокарта выдает уже следующий кадр. Монитор получает обновленные данные и посреди отрисовки одного кадра переключается на другой. Отсюда и выходит, что в одном изображении на экране совмещаются сразу два разных кадра.
Для того чтобы избежать проблемы разрыва экрана, было изобретено сразу несколько технологий, каждая из которых отличается своими преимуществами и недостатками. Сегодня разберем три самых популярные из них: V-Sync, FreeSync и G-Sync.
Технологии для решения проблем разрывов изображения
V-Sync
Вертикальная синхронизация, вертикальный синхроимпульс, или попросту V-Sync, — наиболее старая и примитивная технология предотвращения разрыва изображения. Отсюда же растут ее главные плюсы и минусы. С одной стороны, она максимально нетребовательна: чтобы ею воспользоваться, достаточно иметь относительно современную видеокарту, а монитор сгодится буквально любой. С другой стороны, проблемы, которые вызывает включение V-Sync, зачастую заставляют задуматься о целесообразности ее использования в принципе.
Суть вертикальной синхронизации в том, что видеокарта не выдает следующий кадр в цепочке до тех пор, пока монитор не обработает предыдущий. И такой способ действительно позволяет полностью исключить возникновение разрывов экрана.
Но какой ценой? Прежде всего, при таком подходе максимальная частота смены кадров оказывается строго ограничена определенным числом — обычно 30, 60, 120 или 144 кадров в секунду. Это не позволяет пользователю полностью насладиться возможностями видеокарты, какой бы мощной она ни была. По сути, дорогостоящее оборудование простаивает без дела, пока монитор тупит. Но это еще ничего! Активация вертикального синхроимпульса способна привести к куда более серьезным проблемам, некоторые из которых вызывают не меньшее раздражение, чем пресловутый screen tearing.
Например, если частота кадров в секунду, которые выдает видеокарта, в какой-то момент оказывается ниже частоты обновления экрана, то монитор выводит один и тот же кадр на экран два раза подряд. Таким образом реальная длина кадра увеличивается вдвое, а частота кадров, которую наблюдает пользователь на экране, падает в два раза. Это приводит к так называемым статтерам — кратковременным подвисаниям, которые очень вредят плавности смены изображения. Если же видеокарта выдает больше кадров, чем монитор способен обработать, то при включенной опции V-Sync нередко возникает другая проблема — задержка ввода, которую геймеры обычно называют input lag (инпут лаг). Пока монитор отрисовывает один кадр, действие в игре вовсе не замирает, игрок продолжает вводить команды с помощью мышки, клавиатуры или геймпада и ждать реакции на них. Но изображение с измененной картинкой выводится на монитор позже ожидаемого, из-за чего возникает ощущение, будто игра слишком медленно откликается на управление. Особенно мучительно сталкиваться с подобным в динамичных экшенах, шутерах, гонках, спортивных симуляторах и быстрых соревновательных онлайн-играх.
Все эти беды делают технологию V-Sync уже не столь актуальной в сегодняшних реалиях. Тем более что ей на смену пришли сразу две более современные и конкурирующие технологии, призванные решить все ее проблемы. Современному геймеру чаще всего приходится выбирать между NVIDIA G-Sync или AMD FreeSync.
NVIDIA G-Sync
G-Sync — проприетарная технология адаптивной синхронизации частоты кадров, разработанная всемирно известной благодаря своим видеокартам компанией NVIDIA.
В отличие от V-Sync, она не затормаживает работу видеокарты по обработке кадров, а влияет на частоту обновления монитора, подстраивая ее под актуальную частоту кадров в каждый отдельно взятый момент. Таким образом удается избежать не только разрывов изображения, но и инпут лага со статтерами. Да и мощь видеокарты раскрывается на полную, ведь частота кадров всегда совпадает со скоростью обновления дисплея, если, конечно, это позволяет максимальная герцовка монитора.
Поначалу использование G-Sync требовало наличия в самом мониторе специального фирменного чипа, который подстраивал его частоту обновления под нужные параметры. Такие мониторы маркируются наклейками с логотипом G-Sync и стоят в среднем на 7–8 тысяч дороже аналогов. Но в последние годы появился еще один способ воспользоваться услугами G-Sync: можно взять монитор, который совместим с технологиями адаптивной синхронизации кадров, но не имеет встроенного чипа от NVIDIA: такие мониторы маркируются надписью «G-Sync Compatible» и отличаются куда более привлекательным ценником. Яркий тому пример — геймерский 4K-монитор GIGABYTE M32U с широкими углами обзора и частотой обновления 144 Гц. На таком девайсе тоже получится включить G-Sync, но требования к железу компьютера чуть подрастут: потребуется видеокарта от NVIDIA 1000-й серии или выше.
AMD FreeSync
AMD FreeSync — ожидаемый ответ NVIDIA от их главных конкурентов, компании AMD.
Ключевое отличие FreeSync от G-Sync заключается в том, что технология AMD распространяется свободно. Ее поддерживают куда больше мониторов, и для ее использования не нужна фирменная видеокарта — подойдут чипы как от NVIDIA, так и от AMD. Соответственно, и мониторы с поддержкой FreeSync не нуждаются в комплектации какими-то особенными дорогостоящими микросхемами и чаще всего стоят дешевле аналогов с начинкой от NVIDIA.
В качестве примера можно привести крайне недорогие для своих показателей 27-дюймовый 2K-монитор Philips 27M1N3500LS/00/01 и еще более внушительный AOC CQ32G3SU/BK, максимальная частота обновления которого достигает 165 Гц.
Отдельно стоит выделить линейку мониторов с сертификацией FreeSync Premium Pro. Эти дисплеи не только поддерживают адаптивную синхронизацию кадров, исключающую разрыв изображения, но и укомплектованы рядом дополнительных современных функций. В их числе эффект повышенного диапазона яркости HDR, компенсация пониженной частоты кадров LFC и предельно низкое время отклика. Все это вкупе с минимальной частотой обновления в режиме синхронизации на уровне 120 Гц. Короче говоря, это топовые мониторы для современного гейминга, обеспечивающие максимально плавную смену изображения и исключающие графические артефакты. Если хотите опробовать такого монстра в деле — присмотритесь к FreeSync Premium Pro монитору GIGABYTE M28U-EK.
AMD FreeSync работает на базе свободной технологии Adaptive-Sync, которую разработала международная ассоциация стандартизации видеоэлектроники VESA. Эта функция аж с 2014 года является индустриальным стандартом синхронизации кадров, и ее по сей день нередко можно встретить в современных игровых мониторах, вроде Thunderobot Q34H144. Но использование Adaptive-Sync накладываяет ряд ограничений: например, для нее необходимо подключать монитор к компьютеру через разъем DisplayPort. В то же время FreeSync дружит и с более привычным портом HDMI. В остальном же принцип работы FreeSync практически идентичен G-Sync: частота обновления монитора подстраивается под частоту кадров, выдаваемую графическим процессором, разрыв изображения пропадает, никаких новых проблем не возникает.
В чем разница между FreeSync, G-Sync и V-Sync?
Как мы уже выяснили, технология V-Sync часто создает больше проблем, чем решает, и посоветовать ее можно лишь обладателям устаревшего железа, не поддерживающего более современные технологии адаптивной синхронизации частоты кадров. Всем прочим придется выбирать между FreeSync и G-Sync. В чем разница между этими двумя решениями? Несмотря на то что их производители постоянно заверяют покупателей в том, что именно их технология самая лучшая и совершенная, современные тесты рисуют другую картину. Если обратить внимание на ревью профессиональных техноэкспертов, они чаще всего сходятся во мнении, что возможности FreeSync и G-Sync на сегодняшний день примерно одинаковы. Обе технологии потребляют незначительную часть аппаратных ресурсов компьютера, а человеческий глаз не в состоянии заметить разницу между ними.
Остается ориентироваться на системные требования. FreeSync — свободно распространяемая технология, и в этом ее главный козырь. Воспользоваться ею можно на любой современной видеокарте и совместимом мониторе, и вовсе не обязательно быть верным исключительно одному бренду. А вот NVIDIA держит секреты своих программных достижений под строжайшим секретом, и активировать G-Sync можно только на компьютерах с ее фирменными видеокартами. При наличии чипованного G-Sync монитора потребуется минимум GTX 650 Ti Boost, а с монитором, маркированным словами «G-Sync Compatible», потребуется уже GeForce 1000-й серии. Да и в дальнейшем в случае необходимости обновить железо пользователю придется покупать видеокарты именно от NVIDIA, иначе он потеряет доступ к G-Sync. Подумайте, нужны ли вам такие искусственно навязанные ограничения без видимых преимуществ на фоне FreeSync?
Подведем итоги: что лучше выбрать?
Пришло время ответить на вопрос «Что лучше: G-Sync или FreeSync?». Если у вас уже есть монитор и видеокарта, поддерживающие одну из этих технологий, то нет никакого смысла приглядываться к другой. На сегодняшний день они обе успешно решают проблему разрыва изображения, многократно превосходят V-Sync, не потребляют лишней мощности компьютера и ни в чем не уступают друг другу. Если же вы находитесь на этапе покупки монитора или компьютера, то лучшим решением для вас будет сборка с поддержкой FreeSync. Она позволит вам в будущем пользоваться комплектующими от любого бренда, в то время как G-Sync всегда будет требовать видеокарты от NVIDIA.
Выбрать свой монитор с G-Sync или FreeSync
Выбрать*Информация о товарах, размещенная на «Эльдоблоге», не является публичной офертой. Цена товаров приведена справочно. С актуальными ценами на товары в соответствующем регионе вы можете ознакомиться на сайте eldorado.ru