8 мин. на чтение

Всевидящее око смартфона. Что делать со слежкой на телефоне?

Многие из нас сталкивались с тем, что обсуждали поездку куда-либо или новую сумочку, которую непременно хочется купить, а затем обнаруживали, что смартфон показывает рекламные объявления с подобным контентом. Кто-то верит в теории заговора и считает, что телефоны просто шпионят за нами, подслушивая каждое слово. Вредит ли ваш смартфон и как успокоить свои нервы — разбираемся в обзоре «Эльдоблога».

Елена Чернышова

развенчала мифы о смартфонах-шпионах

Действительно, ни для кого не секрет, что мобильный телефон порой знает о нас больше, чем наши близкие. В информации об устройстве можно найти данные, которые оно по умолчанию записывает. Например, iOS в смартфонах Apple покажет, сколько минут и часов в день вы проводите в телефоне, как изменились эти показатели, вплоть до процента уведомлений и входящих по приложениям. Достаточно смахнуть влево от главного экрана и прокрутить вниз.

1/2

Для большинства эта информация может стать полезной, кто-то наглядно увидит, что теряет слишком много времени на думскроллинг (doomscrolling — склонность к чтению плохих новостей) или бесполезное зависание в интернете.

Если вы пользуетесь смарт-часами или шагомером, то данные также синхронизируются с вашим смартфоном и сохраняются в памяти. Как заверяют разработчики в компании Apple, сведения, собранные в рамках функции «Улучшение приложений „Здоровье“ и „Активность“» будут направлены на усовершенствование эффективности продуктов компании, о чем также предупреждают пользователя, в то же время из обилия всех собранных данных личность конкретного пользователя установить не удастся.

Многие пользователи также склонны считать, что компании специально шпионят за людьми и целенаправленно передают эти данные рекламщикам, не заботясь о приватности частной жизни. На самом деле, начиная с iOS 14.5 все разработчики приложений должны запрашивать разрешение пользователя на сбор персональных данных.

Вот несколько базовых правил, которые надо соблюдать, когда вы скачиваете любое приложение на свое устройство:

  • Устанавливайте приложения из официальных магазинов App Store и Google Pay.
  • Будьте внимательны при переходе со сторонних страниц или ресурсов для скачивания приложения, см. пункт выше.
  • Не скачивайте приложения и не переходите по ссылкам, которые вам прислали с неизвестного номера (такое тоже бывает).

С версии Android 12 компания также дает своим пользователям карт-бланш, где они могут самостоятельно выбирать, какой уровень доступа предоставить приложениям.

Например, пользователи iPhone в любой момент могут зайти в раздел «Настройки» —> «Конфиденциальность» и легко отрегулировать работу «Служб геолокации», т. е. самостоятельно разрешить тем или иным приложениям отслеживать геопозицию. Эта настройка подойдет как для поисковых приложений, так и для программ, посвященных ивентам (кино, концерты, театр).

В этом же разделе есть блок «Отслеживание», который отвечает за сбор данных о ваших действиях как в самом приложении, так и на сторонних веб-сайтах. Разработчики анализируют эти сведения, и на их основе формируется таргетированная реклама.

Таргетированная реклама — это способ продвижения товаров на основе поисковых запросов целевой аудитории. С ее помощью компании ищут потенциальных клиентов в интернете и предоставляют услуги именно тем (ну или как им кажется), кто в них действительно нуждается.

Говоря доступным языком, если вы несколько дней пытаетесь выбрать тур на Сейшелы или лучшую электробритву, используете поисковик или любимое приложение, то не удивляйтесь, если через какое-то время вам будут попадаться объявления или товары под ваш запрос.

1/2

Подобные трекинг-запросы от приложений можно отрегулировать в ручном режиме, оставив те, с которыми вы действительно хотите делиться своими данными, или вовсе сделать так, чтобы никакие приложения не отслеживали ваши поисковые предпочтения.

Механизмы таргетированной рекламы, как и сбор данных в самих приложениях, улучшаются из года в год, но они все еще несовершенны. Часто происходит так, что мы ищем товары или услуги из простого любопытства и единоразово, но система видит нас уже как потенциального клиента и начинает атаковать предложениями с релевантными запросами, хотя нам оно на самом деле и не надо. В таком случае есть два пути: принять все как есть, поистине буддийский подход, либо постараться сделать свое инфополе чуть чище, скачав приложение Adblock, которое выпускается для веб-браузеров и мобильных устройств.

Почему вас также не должно удивлять то, что телефон зачастую угадывает ваши пожелания. Дело в том числе в активности в популярных социальных сетях, где человек часами смотрит ролики любимого бренда или вебинар какой-либо звезды — спустя время приложение хорошо знает, что вам нравится, а что нет. Оно начинает показывать подобный контент в приоритете по принципу умной ленты — он вошел в обиход начиная с 2016 года и далее совершенствовался. Сейчас алгоритмы могут предположить, что вам понравится и будет интересно в перспективе. Это экономит не только личное время, но и действительно фильтрует для пользователя то, что важно именно ему.

Присылайте нам свои обзоры техники и получайте до 1000 бонусов на карту «Эльдорадости»!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев