8 мин. на чтение

Что такое метавселенная простыми словами и как подготовиться к метабудущему

Цифровое будущее, о котором мы когда-то читали у писателей-фантастов и постмодернистов, уже стало нашей новой реальностью, а правительство обсуждает не только криптовалюты и запрет майнинга в России, но и кибербезопасность в метавселенных. Разбираемся в том, что такое Metaverse, и рассказываем, почему мы все там будем.

Метаверс (Metaverse), или метавселенная, имеет греческие корни: в переводе Meta значит «следующее» за чем-либо, переход к другому, а в слово Metaverse его преобразовал писатель-фантаст Нил Стивенсон. В его романе «Лавина» встречается также слово «аватар», которое многим уже знакомо по одноименному фильму Джеймса Кэмерона.

Нил Стивенсон. Источник: Fanzon

Роман Нила Стивенсона «Лавина». Источник: Fanzon

1/2

В обоих случаях у аватара похожий функционал: с его помощью спроектированный гибрид дистанционно управлялся человеком, пока физически он находился в другом месте. Герой фильма лишен возможности самостоятельно ходить, благодаря своей копии в виде аватара он смог пережить как наяву все события на планете Пандора, а герой киберпанк-романа в виртуальном пространстве стал хакером-самураем, тогда как вне метавселенной был простым курьером. Цифровые миры мы встречаем в трилогии «Матрица» и фильме Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» — экранизации научно-фантастического романа Эрнеста Клайна, где люди убегают от реальности в ОАЗИС, многопользовательскую онлайн-игру, являющуюся зрительно-иммерсивным симулятором.

«Аватар». Источник: Кинопоиск

«Матрица». Источник: Кинопоиск

«Первому игроку приготовиться». Источник: Кинопоиск

1/2

Есть семь ключевых компонентов метавселенных:

  • Никогда не заканчивается и продолжается до бесконечности, без паузы и перезагрузки.
  • Существует в режиме реального времени, вне зависимости от внешних факторов.
  • Доступна без ограничений для любого количества пользователей в любое время. Является единым цифровым пространством.
  • Полностью функционирующая экономика, где пользователи могут продавать, приобретать, владеть, создавать и инвестировать.
  • Охватывает как цифровой, так и физический миры, открытые и закрытые платформы, а также частные и общедоступные сети.
  • Беспрецедентная совместимость данных, цифровых активов и предметов между виртуальными мирами.
  • Открытая система, где любой человек, группы или предприятия могут создавать собственный контент и генерировать личный опыт внутри нее.

Metaverse. Источник: Beacon Venture Capital

В цифровом пространстве Metaverse пользователь может быть кем угодно, выбирать внешность, контактировать с другими игроками (их виртуальными аватарами) и объектами. Важно, что метавселенная имеет все атрибуты реального мира, где есть своя цифровая экономика, можно покупать одежду, недвижимость, в том числе NFT-объекты, ходить на выставки, концерты, устраивать вечеринки, смотреть фильмы и многое другое. Metaverse должна стать единой виртуальной экосистемой, где будут реализованы все вышеописанные принципы.

О метавселенной заговорили в октябре прошлого года, когда Марк Цукерберг объявил на конференции Facebook Connect, что компания сменит название и станет Meta. Большинство пользователей мировой сети с иронией восприняли не только само заявление CEO Facebook, но и высмеяли ребрендинг родительской компании с помощью мемов.

Источник: Esquire

Также в Instagram теперь можно создать 3D-аватар и воссоздать себя в виртуальном мире с цветом глаз, формой бровей, прической, цветом кожи и даже серьгами или бусами. Достаточно обновить приложение до последней версии, зайти в настройки, раздел «Аккаунт», и выбрать «Аватар» — он появится в Stories в виде стикера. Дальше появятся новые элементы, например инвалидная коляска, слуховой аппарат. То есть Meta добивается максимальной идентичности цифрового аватара и его владельца. Такая голограмма в виде аватара пользователя как раз и будет жить внутри виртуального метамира, где она сможет делать все что угодно.

1/2

Какие метавселенные уже есть?

Будущее интернета Web 3.0 только формируется, ни одна из компаний-гигантов не может обеспечить создание подобного Meta-пространства. Как таковые цифровые миры уже есть, но они разрознены и не объединены между собой в единую вселенную, по которой пользователи смогут перемещаться и полноценно жить в аналоге трехмерного пространства. У той же онлайн-игры есть четкие цели, миссии и задачи, хотя у нее и есть некоторые атрибуты метавселенной, такие как общение и виртуальные встречи с другими пользователями. Однако ни одна из игр не может вместить в себя все возможности Metaverse.

Помимо хедлайнера в лице Meta, среди других компаний, которые работают над метавселенными и новыми технологиями, есть и Microsoft. На площадке Microsoft с 2016 года существует Microsoft Teams — платформа для корпораций и бизнеса, где коллеги могут общаться, обмениваться файлами и проводить собрания. В этом году она станет частью Mesh — новой платформы для совместной работы с дополненной реальностью, где 3D-аватарам подарят виртуальные офисы и другие пространства.

Источник: Microsoft Teams

Но в Microsoft делают ставку на корпоративных клиентов, для которых и адаптируют современные технологии, а Цукерберг видит метавселенные, в которые люди перенесут свою жизнь из офлайна в онлайн, и трехмерный виртуальный мир. Популярные игры Fortnite, Second Life или платформу Roblox тоже адаптируют под метавселенные. В Fortnite, как и в Second Life, пользователи могут создавать собственную ценность: создавать предметы искусства, строить объекты, общаться и собираться в сообщества. С развитием технологий разработка игр также выходит на новый уровень, где можно не только самовыражаться, но и приобретать новый неигровой опыт и расширять возможности.

Источник: Nintendo RU

Игру Fortnite в целом можно назвать идеальным примером метавселенной. Ее разработали на движке Unreal Engine 5 и анонсировали в 2017 году. Пользователи могут соревноваться в режиме «королевской битвы»: 100 игроков высаживаются на одну карту, добывают оружие и ресурсы, где нужно сражаться с другими и остаться единственным выжившим. В кооперативном режиме в открытом мире нужно защищаться от монстров, похожих на зомби, объединяться в сообщества, создавая постройки и используя игровые предметы. В 2018 году в Fortnite добавили режим песочницы, в котором можно создавать объекты и сооружения. В Fortnite пользователи не только проходят миссии и выполняют задачи — они общаются, посещают концерты Travis Scott & Marshmello, носят костюмы из Marvel, DC или одежду люксовых брендов.

Источник: Epic Games Store

Зачем нужна метавселенная?

Возвращаясь к онлайн-игре Fortnite: ее позиционируют как полноценную метавселенную. На развитие привлекли 1 миллиард долларов от неигровых компаний. Среди инвесторов и бренд Sony. Метавселенные интересны кинематографистам, музыкантам и брендам модной одежды. Одним из первых рэпер Трэвис Скотт провел концерт в Fortnite. Затем Lil Nas X выступил внутри многопользовательской игровой платформы Roblox. Gucci создала собственный виртуальный сад (Gucci Garden) внутри Roblox, где в течение двух недель проходила выставка в честь 100-летия модного дома, которая пересекалась с реальной и экспонаты были одинаковыми. Пользователи гуляли по средневековому Палаццо делла Мерканциа (точнее, по его виртуальной копии) и участвовали в интерактивной экскурсии. Nike создала отдельный мир Nikeland в Roblox, где пользователи могут увидеть виртуальные объекты и приодеть цифровых двойников. Balenciaga также сотрудничает с игровой вселенной Fortnite, создает капсульную коллекцию экипировки для ряда персонажей и презентует аналогичную коллекцию в реальных магазинах. Марка создала и собственную видеоигру, где пользователь мог рассмотреть новую коллекцию, выполнить миссию и выбрать виртуальный аутфит из последних новинок.

Выступление Lil Nas X на платформе Roblox. Источник: The Verge

Виртуальный сад Gucci Garden внутри Roblox. Источник: Gucci

Nikeland в Roblox. Источник: Roblox

Коллекция Balenciaga для Fortnite. Источник: Epic Games Store

1/2

Еще один тренд — свадьбы в метавселенных. Пара из США провела онлайн-церемонию для гостей, которые не смогли приехать на торжество из-за ситуации с пандемией. Для молодоженов и их гостей разработали собственные аватары с одеждой, сменными костюмами для жениха и невесты, а алтарную зону создали разработчики из Virbela. Во время трансляции виртуальные гости могли взаимодействовать между собой на площадке: танцевать, общаться и исследовать другие пространства — пляж, футбольное поле; использовать игровые элементы. В Индии пара планирует пожениться в метавселенной в стиле Хогвартса из мира «Гарри Поттера». На торжестве появятся аватары реальных гостей и умершего родственника — отца невесты, который не дожил до этого дня. Стоимость такой свадьбы — 150 тысяч рупий (около 160 тысяч рублей), а ее американского аналога — более 30 тысяч долларов.

Свадьба в метавселенной. Источник: Афиша Daily

Индийская пара, планирующая свадьбу в стиле Гарри Поттера. Источник: Pressa.tv

1/2

Даже 2022 год некоторые пользователи встречали в метавселенной с помощью приложения и сайта VNYE. Люди могли виртуально переместиться на площадь Таймс-сквер в Нью-Йорке. Пользователи также создавали свои цифровые аватары, смотрели на салют и даже путешествовали по другим городам, собирая баллы, проходя мини-игры с танцами и собирая конфетти.

Источник: Business Wire

Чем хороши и опасны метавселенные?

Пока нет ни одного закона о метавселенных, и многие государства пока и не понимают, как регулировать их. Дело не только в защите данных и кибербезопасности пользователей. Внутри метавселенных можно использовать NFT, криптовалюту и другие цифровые активы, покупать виртуальные объекты. Сейчас можно создать простой виртуальный магазин, и тысячи пользователей будут ежедневно тратить деньги на виртуальные товары. Пользователь не защищен, в том числе и от кибернасилия. Был даже прецедент, когда аватар американской писательницы подвергся сексуальному насилию со стороны других аватаров пользователей мужского пола на площадке Meta Horizon. Острой становится не только тема секса, но и организаций, ведущих экстремистскую деятельность, а также других политических групп. Непонятно, насколько безобидными будут подобные собрания или секс-вечеринки и как будут устанавливаться нормы дозволенного и запрещенного в рамках метавселенной. Как будет регулироваться условная кража цифрового объекта в метавселенной — еще один вопрос. Сегодня это может быть пара виртуальных Nike, а завтра — дорогостоящий объект вроде яхты. Сам факт кражи может быть установлен, но кто и как накажет преступника, пока неясно. Новые технологии формируют не только метавселенные, но и виртуальное общество, которое в будущем так или иначе не сможет уйти от государственного регулирования.

Как это вообще работает?

Сейчас для погружения в метавселенные используют VR (виртуальную реальность) и AR (дополненную реальность). VR-устройства способствуют полному погружению в виртуальный мир, для этого нужен специальный шлем или очки, а также наушники и перчатки. AR-гаджеты представляют собой облегченный вариант гарнитуры, могут также использоваться очки (Google Glass или Ray-Ban Stories, созданные совместно с Facebook) и смартфон с камерой. Последний накладывает виртуальные эффекты на реальные объекты. Понятный пример — игра Pokemon GO, которая была популярна несколько лет назад. Люди наводили камеру телефона на реальный объект или ландшафт даже по дороге на работу и собирали покемонов на экране. Расскажем о гаджетах подробнее.

Шлем виртуальной реальности

В среднем такие шлемы весят около 500 грамм, состоят из видеоэкрана, который демонстрирует картинку на оба глаза, и специальных креплений, чтобы устройство держалось на голове. Также есть модели со встроенными наушниками. Сделать погружение более реалистичным помогают инфракрасные датчики, гироскоп, магнитометр и другая продвинутая начинка — такие элементы считывают движения головы и тела пользователя.

Тактильные перчатки

Благодаря перчаткам-контроллерам создается реальный эффект прикосновения к виртуальным объектам, давление на различные части рук обеспечивает сложная система датчиков. С их помощью можно перемещать и трогать объекты. Беспроводные контроллеры можно комбинировать с другими VR-аппаратами, что дает максимально реалистичный опыт в виртуальном мире. Компания Meta работает над собственной моделью тактильных перчаток, которая будет воспроизводить все ощущения, доступные в жизни, например сжимать предмет или проводить рукой по поверхности.

Источник: ITZine.ru

Экзокостюм

С ним все тело интегрируется в виртуальную реальность. Комплект можно дополнить шлемом, перчатками и обувью с сенсорной системой. Ощущения становятся еще динамичнее и реалистичнее, то есть человек чувствует все, что происходит в виртуале. С развитием технологий такие костюмы будут становиться более продвинутыми и могут быть оснащены системой климат-контроля, а также передавать запах и вкус.

Источник: Futuro prossimo

Минус — высокая утомляемость, которую испытывают люди, которые пытаются ради эксперимента провести в очках виртуальной реальности неделю или несколько дней. Конечно, разработки совершенствуются, но многие VR-шлемы довольно увесистые, а голову приходится стягивать ремнями для закрепа. В таких условиях становится довольно жарко, а глаза быстро устают даже от самых усовершенствованных экранов. У многих такой агрегат может спровоцировать даже укачивание.

С другой стороны, использование технологий может значительно улучшить качество жизни, повлиять не только на рабочий процесс в онлайне и разнообразить пространство (сегодня вы работаете в метавселенной с видом на пляж, а завтра вокруг вас космос), но и помочь бизнесам создавать копии реальных производств, оптимизировать процессы. VR/AR- технологии используют в реабилитации больных, например для разработки конечностей с помощью игрового процесса. Люди больше вовлекаются и ведут себя активнее, чем в реальном мире. Инновации используют музеи — начиная от собственных виртуальных квестов до полноценных 3D-моделей галерей.

Присылайте нам свои обзоры техники и получайте до 1000 бонусов на карту «Эльдорадости»!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев

Вам также понравятся