Шел далекий 1978 год. Граждане СССР песнями и плясками отмечают 60-летие ВЛКСМ, готовятся проводить предстоящую Олимпиаду, с упоением наблюдают за запуском космического корабля «Союз-28», но не замечают выход микроЭВМ «Электроника-60». Оно и неудивительно: мало кто в те годы интересовался электронно-вычислительными машинами.
Однако устройство примечательно тем, что на этом отечественном компьютере спустя несколько лет советский инженер Алексей Пажитнов напишет самую популярную компьютерную игру всех времен. Речь сегодня пойдет о тетрисе.
Алексей на тот момент работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Звучит удивительно, но занимался он в этом центре искусственным интеллектом и системой распознавания человеческой речи (напомним — в 1978 году!). Когда однажды на работу завезли новое оборудование, потребовалось написать к нему какую-нибудь программу, чтобы проверить его вычислительные мощности. Пажитнов решил, что лучшим вариантом станет компьютерная игра, потому что именно игры, по словам юного программиста, могли стереть грань между логикой и эмоциями.
Первой разработанной игрой, кстати, стал не тетрис (1984), а Muddled Casino (1982), но этот продукт остался в относительной безвестности. Главная игра Алексея Пажитнова появилась не сама по себе, она имела под собой основание в виде американской головоломки Pentomino Puzzle, в которой было необходимо из небольших, но до боли знакомых маленьких фигур собрать одну большую.
Планы были, конечно, наполеоновские. По умолчанию Алексей хотел сделать так, чтобы фигурки падали, крутясь в случайном направлении исходя из начального положения вокруг собственного центра тяжести. Но мощностей ЭВМ на тот момент не хватало, так что пришлось ограничиться ручным разворотом элементов на 90 градусов, а количество фигур сократить всего до четырех.
Затем спустя несколько месяцев было решено портировать игру на ПК. При помощи другого талантливого программиста Вадима Герасимова удалось сделать успешный доработанный порт, еще и с красивым цветным редизайном.
Украли и не заплатили!
Вдаваться в дебри распространения игры особого смысла нет. Стоит лишь сказать, что игра получилась настолько добротной, что в мгновение ока заполонила все жесткие диски компьютеров Москвы (распространялась она, конечно, дискетами), а еще немного позже — по всей России.
В то время в центре, где работал Алексей, гостили европейские коллеги. Они заприметили игру, взяли ее к себе для тестирования и решили совместно с другими партнерами приобрести права на издание. Но, к сожалению для Пажитнова, подписанию необходимых документов мешал тогда еще существовавший железный занавес, и отчего-то об авторе оригинальной игры все забыли. Тетрис несколько раз переделывался, дорабатывались измененные варианты в новой визуальной оболочке. Разные вариации издавались на разных платформах, в том числе на Apple 2, Commodore 64 и игровых автоматах.
Несколько раз издатели пытались решить вопрос с Пажитновым, но СССР полагал, что права принадлежат Вычислительному центру, где работал программист, а центр в свою очередь так сильно осторожничал, что остался с носом. Пока в течение следующих нескольких лет шли всякого рода разбирательства, тетрис завоевывал мир. Игра выпускалась на всех континентах и практически на всех существующих платформах десятками миллионов копий. Все знали, что игра советская (ее даже издавали в «красной» тематике), но Пажитнов все еще не получил за свое детище ни копейки.
В итоге лишь в 1996 году Алексей, после долгих тяжб и мировых скандалов, стал получать первые проценты с продаж, но окончательно завладеть всеми правами и основать торговую марку Tetris удалось только спустя 21 год — в 2005-м.
Наследие тетриса
Спустя десятилетия Пажитнов официально издал почти 70 версий тетриса для самых разных платформ. Не найти такое игровое устройство, где нельзя было бы запустить известный всем и каждому тетрис. Вариаций было настолько много, что в 2019 году увидела свет Tetris 99 — знакомая всем игра, переиначенная под популярный в то время жанр Battle Royal (мультиплеерная заруба сразу для большого количества игроков).
За все время только официально было продано немногим меньше 180 миллионов копий тетриса. Единственная игра, обошедшая по продажам детище Пажитнова, — не менее известная Minecraft.
Тетрис оказал невероятное влияние на весь мировой геймдев. Все начинающие игровые программисты пишут свой собственный «тетрис» в доказательство своих кодерских талантов. Культурный феномен состоит еще и в том, что игру пытаются запихнуть во все вокруг, например в экраны холодильников и микроволновок, и даже оставляют в качестве пасхалок везде, где это возможно. Если вы пользуетесь клиентом μTorrent, зайдите в нем в раздел «Справка», затем «О программе» и нажмите английскую букву T. Самый легкий способ для пиратов поиграть, пока они дожидаются загрузки игры или фильма.
Тетрис есть везде. Как говорится, если на каком-то устройстве не удается эту игру запустить, потыкайте в него палочкой: возможно, оно просто вышло из строя или разрядилось.
Многие разработчики вдохновляются как историей Пажитнова, так и самим тетрисом, используя его в качестве базы уже для своих игр. Но перечислить их все — не хватит и десяти таких статей. Например, на Xbox 360 выходила Tetris: The Grand Master Ace, переносящая игрока в космос. Wordtris изменила правила так, чтобы из фигурок нужно было складывать не линии, а буквы. Tetriller позволяет управлять маленьким персонажем в «стакане», куда падают фигурки, — его необходимо подвести к самому верху, при этом не убив. Различных вариаций тьма тьмущая.
Кстати, об Алексее Пажитнове переживать не стоит: свою славу он получил, причем достаточно давно. Еще в 1991-м журнал о компьютере и железе PC Format включил тетрис в топ-50 лучших видеоигр всех времен. В 2007-м уже IGN поместил тетрис на второе место «ста величайших видеоигр за все время», а еще через восемь лет Национальный музей игр Strong добавил детище Пажитнова во Всемирный зал славы видеоигр.
Фильм о великой игре
31 марта этого года на Apple TV+ выходит кинолента «Тетрис», которую, конечно, мы все будем смотреть с огромным удовольствием. Ведь сложно представить человека, который остался бы равнодушным к этой культовой игре: в нее играли практически все существующие на данный момент поколения — и будут продолжать играть еще долгие годы. Возможно, даже десятилетия.
Ранее мы уже видели подобные картины, например в 2004-м: тогда вышел документальный фильм «Тетрис: Из России с любовью» об истории Пажитнова и витиеватой судьбе его игры. В предстоящем биографическом фильме акцент будет смещен на попытки нидерландского геймдизайнера Хэнка Роджерса (Тэрон Эджертон) получить права на головоломку.
В статье использованы изображения: BBVA OpenMind, Old-Games, CNN Style, Leonora Giovanazzi.