8 мин. на чтение

История самоката

22 сентября жителям всех стран мира предлагают хотя бы на один день отказаться от автомобиля. Эта символическая дата призывает нас задуматься о глобальных экологических проблемах и перегруженности дорог в крупных городах. Но она вовсе не служит поводом остаться дома и отказаться от всех планов. Напротив, организаторы глобальной акции призывают людей выходить на улицы, радоваться жизни и заниматься повседневными делами.
1m.jpg
А если вспомнить, что в 2019 году 22 сентября выпадает на воскресенье, то в распорядок дня можно добавить активный отдых, например освоение экологически чистого транспорта, который не потребляет горючее и не создает вредных выбросов. Отличным выбором будет легкий, удобный, доступный и простой в освоении самокат. Он проедет по самым загруженным улицам и доставит Вас в нужную точку почти так же быстро, как машина. А его парковочным местом станет коврик или специальный шкаф в прихожей. В этот день стоит также вспомнить, что человечество пользуется самокатами намного дольше, чем автомобилями. И мы расскажем Вам об этом более подробно.

Ехать лучше, чем идти

Люди понимали эту фразу еще на заре становления цивилизации. Наши предки приручили лошадей, создали колесо и построили повозки. Все это было сделано, чтобы ускорить передвижение по Земле, которая тогда казалась безграничной. Некоторые ученые утверждают, что чертежи примитивных самокатов появились еще до нашей эры. Они ссылаются на рисунки и археологические находки, которые относят к цивилизациям Древней Греции, Египта и Рима. Но доказательств этой теории пока не найдено, поэтому мы смело можем сделать шаг в пару тысячелетий.
vd32pwItKfuhkRtMmxQEEmqz74yZBLOTiyHPL2bo.jpeg
Первым прототипом самоката считается рисунок знаменитого Леонардо да Винчи. Строго говоря, его умозрительная машина была своеобразным «гибридом». Теоретически она оснащалась педалями с цепным приводом, как и современные велосипеды. Но на рисунке не было ни седла, ни поворачивающегося руля. Как и большинство проектов великого изобретателя, этот чертеж не увидел своей практической реализации и был забыт еще на несколько столетий.

История построения первого самоката весьма туманна. Многие специалисты утверждают, что транспортное средство было изготовлено немцем Михаэлем Касслером в 1761 году. Каретных дел мастер воспользовался своими знаниями, чтобы облегчить передвижение на большие расстояния. Его конструкция была предельно проста. Он взял два колеса от конного экипажа, прикрепил их к прямой деревянной раме и установил спереди небольшую колонку с двумя ручками. Самокат был тяжел и неповоротлив. Однако он значительно облегчал перемещение по сравнению с пешей ходьбой. Впрочем, многие историки подвергают эту версию сомнению. Они считают транспорт Касслера искусной фальшивкой выданной за сенсационное открытие.
vPQLLVcaMooyt7b0YUxGwLasiQWHaQZ78m1durbY.jpeg
Поэтому первое задокументированное появление самоката относится уже к XIX веку. Барон Карл фон Дрез подарил миру немало полезных изобретений, включая печатную машинку и мясорубку. На его счету также числились четырехколесные транспортные средства, которые приводились в движение силами самих ездоков. Максимально упростив конструкцию последних, изобретатель представил миру самокат. Патент на Laufmaschine, то есть «машину для бега», был выдан в 1818 году. В приложенном чертеже указывались подробные характеристики транспорта: рама из дерева, большие металлические колеса и вес около 30 килограммов. Впоследствии Дрез усовершенствовал изобретение, добавив в его конструкцию удобное сиденье и рулевое управление.

Новинка быстро распространилась в Европе. В Германии ее называли draisine, то есть «дрезина», по фамилии изобретателя. Впоследствии этот термин достался более поздней разработке Дреза — четырехколесной тележке для передвижения по рельсам. В России возникло слово «самокат», а во Франции — velocipede, то есть «велосипед». За свои заслуги изобретатель удостоился почетного титула профессора механики и пенсии, которая позволяла ему вести безбедную жизнь. И хотя дальнейшая судьба Карла фон Дреза оказалась трагической, сегодня мы помним его благодаря удобному транспортному средству, дошедшему до наших времен.

В поисках равновесия

Уже в 1819 году у немецкого изобретателя было множество последователей. Так, каретных дел мастер из Лондона, Денис Джонсон, слегка улучшил «беговую машину». Он изготовил ее из дерева, оставив металлическими только обода колес. На изящно изогнутой раме располагалось сиденье анатомической формы, а в передней части транспорта — легко поворачивающийся руль. Хотя такие самокаты стоили дорого, они продавались десятками и уже очень скоро стали привычным зрелищем в Лондоне.

Интересно, что ездоки предпочитали передвигаться по гладким шлифованным камням тротуаров, а не по грубой брусчатке дорог. Это стало причиной множества столкновений с пешеходами. В 1820-х годах в Европе появились первые правила дорожного движения для самокатов. Они запрещали выезжать на тротуары в людных местах, в том числе в центрах крупных городов.

Самокаты появились в Северной Америке. Они быстро стали модным транспортом в Бостоне, Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии. Богатые торговцы и прогрессивные носители дворянских титулов завезли их даже в колониальные страны Африки, Азии и Южной Америки. А тем временем в Европе над производителями самокатов начали сгущаться тучи.

Одна из первых неприятностей случилась в окрестностях английского Йорка. Владелец двухколесного транспорта поспорил, что он проедет 10 миль быстрее соперника, сидящего верхом на осле. Ему действительно удалось развить нешуточную скорость и выиграть соревнование. Но остановить самокат без тормозов было непросто. Ездок попытался замедлить движение, поставив ноги на дорогу. Он упал, получив многочисленные ушибы и сломав лодыжку.

Подобных инцидентов было немало, поэтому уже вскоре Королевская коллегия хирургов Лондона издала предупреждение, в котором указала на опасность самокатов. На долгое время они вышли из моды и приобрели репутацию дорогих безделушек.
LARPdv3fPLFD4D1iRpkIMrNLa2FZs9Me0xMVEKBO.jpeg
В начале 1860-х годов французы Пьер Мишо, Пьер Лалман, а также братья Эми, Рене и Мариус представили первый прототип велосипеда с педальным приводом. Казалось бы, это событие должно было навсегда оставить самокаты в прошлом. Но, вопреки ожиданиям, оно лишь подогрело интерес публики к двухколесному транспорту старого образца.

Настоящее возрождение самокатов началось в конце XIX века, когда британский изобретатель, Джон Бойд Данлоп, создал пневматическую шину. Вопрос комфортного передвижения по дорогам из брусчатки был решен. Оставалось только справиться с проблемой равновесия.

Новая эпоха

Как уже говорилось выше, в истории самоката очень много спорных моментов. По некоторым данным, двухколесный транспорт современного образца был создан 15-летним лондонским школьником, Уолтером Линсом, в 1897 году. Предполагается, что он взял за основу конструкцию Дениса Джонсона, исключил из нее сиденье, максимально опустил и расширил раму, а также заменил большие колеса маленькими роликами. Патент на изобретение выдан не был, поскольку отец мальчика считал такое транспортное средство глупым и бесполезным.

У этой истории есть свои сторонники и противники, но мы вновь обратимся к официально задокументированным фактам. В 1910-х годах появились первые патенты на самокаты, сконструированные по описанному выше принципу. И в это же время двухколесный транспорт начали оснащать моторами. В Европе пользовались популярностью электрические модели, которые снабжались громоздкими тяжелыми батареями. А вот в США получили распространение более легкие и маневренные бензиновые самокаты, которые называли «автопедами».

В 1916 году статья о таком транспортном средстве появилась в российской газете «Раннее утро». Она рассказывала о преимуществах моторизованного самоката, называя его гибридом автомобиля и роликовых коньков. Простым в производстве и доступным автопедам прочили светлое будущее. Ими пользовались американские почтальоны, их хотели поставить на службу в армии США. Однако более перспективными в этих сферах оказались традиционные легковые машины и мотоциклы.

В 1917 году был запатентован полностью металлический самокат со складным рулем. Такой легкий транспорт идеально подходил для крупного города. Его можно было поднимать на высокие этажи и хранить в небольшом шкафчике. Интересно, что до этого времени маленькие самокаты оснащались двумя колесами сзади. Подобная конструкция считалась устойчивой и безопасной. Однако производители быстро поняли, что держать равновесие стоя намного проще, чем сидя. Поэтому уже в 1925 году начался выпуск двухколесных моделей.

Вплоть до 1980-х годов самокаты оставались почти неизменными. Модифицировались лишь малозначительные нюансы конструкции: размеры и способы крепления колес, высота рулевой колонки, ширина платформы и прочее.
sFlGjj8HjP38kRCauz1g4bftEsApTDtdsfrdk3GO.jpeg

Наследники и последователи

В 1985 году американцы вернулись к идее самокатов с бензиновым приводом. Модель под названием Go-Ped стала настоящей находкой для тысяч подростков, которые мечтали о высоких скоростях. Самокат разгонялся до 35 км/ч и уверенно преодолевал крупные неровности вроде городских бордюров.

В 1991 году появились мощные моторизованные самокаты, которые подходили для использования в экстремальном спорте. А в 1995 году свет увидели модернизированные Go-Ped с экономичными и экологически чистыми двигателями японского производителя.
PdiGsLHPDfmVtujTu9NWlqWjmxMiN2TtkhVIaz2W.jpeg
С 2000-х годов началось распространение электросамокатов. Вначале они уступали бензиновым моделям по скорости и запасу хода, но уже через 5–7 лет ситуация изменилась. Производители начали экспериментировать с формой и технологиями. Так появились знаменитые «Сегвеи», за которыми последовали компактные гироскутеры.

Электросамокаты продолжают набирать популярность. Они зарекомендовали себя как удобный, надежный и экономичный транспорт для крупного города. Их покупают как для личного пользования, так и для сдачи в аренду. Службы «кикшеринга», то есть проката малого электротранспорта, появились в десятках городов, включая Москву.

Конструкция самокатов постоянно совершенствуется. Многие модели оснащаются:

• ходовыми LED-фарами
• бортовыми компьютерами

Как и в случае с велосипедами, электросамокаты не отправили классический двухколесный транспорт в прошлое, а лишь подогрели к нему интерес. Современные «беговые машины» действительно вносят свой вклад в борьбу с глобальными проблемами. Они разгружают городские улицы и сокращают затраты времени на поездку, а также существенно уменьшают объем вредных выбросов в атмосферу. Поэтому 22 сентября — Всемирный день без автомобиля — будет отличным временем для знакомства с самокатом.
siHfYwJ5ut7MDN9oJzDXumFPGyVUAMX4ps5KIAZe.jpeg

Приятных поездок и хорошего настроения!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев

Вам также понравятся