8 мин. на чтение

Как и на что снимают спортивные трансляции?

Как снимают спортивные соревнования, почему приходится уворачиваться от мячей и сколько стоит такая съемка — об этом рассказал «Эльдоблогу» оператор-постановщик Алексей Вершицкий.

Алексей Вершицкий

Оператор-постановщик

Алексей Вершицкий

Оператор-постановщик

Я 12 лет занимаюсь съемкой. Начинал работать в молодежной телередакции, а затем снимал документальные фильмы на исторические темы, был оператором и монтажером на городском телеканале. Сейчас моя основная деятельность — оператор-постановщик спортивных трансляций. С командой мы транслируем много спортивных мероприятий (баскетбол, гандбол, лыжные гонки, мотоспорт), концерты, театральные постановки, шествия, праздники.

Самое сложное в нашей работе — попасть в узкий круг специалистов.

На что снимают спортивные трансляции

Есть бюджетный и премиальный варианты. Например, баскетбол мы снимаем на три камеры минимум. Обычно это камеры Sony EX-3, Sony PMW-280. Камера должна быть со светосильной оптикой и выходом SDI.

Общий план и два крупных плана — под каждым кольцом (широкий угол). Режиссерский пульт, на котором переключают камеры, — режиссер видит картинки со всех камер и выбирает, что сейчас показать. Скоростной выход в интернет через кабель, который с одной стороны подключен к режиссерскому пульту, а с другой — в модем. Сама камера подключается другим кабелем (SDI) к режиссерскому пульту. Выход звука (направленный микрофон — пример на фото ниже, или встроенный в камеру). Рекомендую технику Sennheiser.

Под каждую задачу используются свои объективы. Например, под кольцом используется объектив с широким углом обзора, а для крупного плана — увеличительные насадки на камеру.

Объектив с широким углом обзора. Фото: Fujifilm

Насадка на камеру с 72-кратным увеличением. Фото: kak-eto-sdelano.livejournal.com

1/2

Но мой любимый — богатый и максимально профессиональный вариант. Для него нужна машина ПТС — передвижная телестанция. Инженеры расставляют камеры по указаниям режиссера, проводят провода к ПТС и настраивают 20 камер. В машине сидят режиссер, помощник режиссера, режиссер повторов с помощником, звукооператор с помощником, бригада инженеров, отвечающих за камеры.

Передвижная телевизионная станция (ПТС). Фото: HD Production

Нужно четко выполнять указания режиссера, которые он раздает перед матчем и на репетициях. Важно безошибочно вести свои планы, потому что на спортивных трансляциях неизвестно, какую камеру сейчас включат. У оператора есть распечатка, где написан состав команды по номерам, чтобы понимать, кого из команды показывать, когда этого требует режиссер.

На каждой камере стоит задача (общие планы, крупные, динамичные) — их и надо придерживаться.

Если снимаете в одиночку, тогда у вас одна задача — держать общий план.

Для простой съемки спорта можно обойтись небольшим набором техники: фотоаппарат (он дешевле видеокамеры, и с ним легче делать цветокоррекцию в дальнейшем), стедикам (стабилизатор для плавного движения камеры), широкий объектив и телеобъектив (для сильного увеличения).

Стедикам под фотоаппарат

Во время трансляций на камерах обычно заранее установлен солнцезащитный экран от бликов. Можно сделать его и самостоятельно из двух картонок или использовать кепку и капюшон — накинуть его на экран камеры. Если дождь, то на камеру надеваем дождевик.

Сложности в трансляциях

Финансирование

Когда нужен хороший результат, но маленький бюджет (на зарплату работникам, количество людей на площадке, аренду качественной техники). Например, самый бюджетный вариант съемки стоит 200 000 рублей, а на трансляцию Олимпиады уходят миллионы.

Опасность

Спортсмены могут неожиданно влететь в камеру, попасть туда спортивным снарядом (мячом, шайбой, коньком). Например, на баскетболе часто прилетают мячи и нужно от них уворачиваться. Как-то раз хоккеист задел клюшкой Polecam — операторский кран. Сломалось крепление, и камера упала. Но инженеры оперативно починили камеру, и трансляция продолжилась.

Операторский кран Polecam. Фото: RTP Group

Еще во время съемки пополам ломалась Easyrig — система, которая облегчает работу на стедикаме. Пришлось держать в руках 10-килограммовую камеру и бегать с ней.

Easyrig. Фото: Кинозавод

Условия работы

На баскетболе нужно полтора часа сидеть на полу под кольцом, чтобы заснять эффектные кадры. Еще одна задача — аккуратно уворачиваться от летящих в тебя мячей, чтобы это не повлияло на кадр. Также рекомендую брать с собой термос с чаем, чтобы греться на длинных трансляциях.

Внимательность

Не потеряться в пространстве, когда смотришь в экран камеры. Из-за большого приближения фокусное расстояние смещается, и не всегда понятно, в какую сторону двигается человек, куда крутить фокус камеры. Двигать камерой аккуратно, всего на несколько миллиметров в сторону, не трясти ее: при сильном приближении малейшие движения будут отчетливо заметны. Обычно я использую более устойчивые треножные штативы: во время трансляции их не нужно перемещать. Они подбираются по весу к камере. Для более тяжелых камер используют более массивные штативы.

Штатив Sachtler Video18SB. Фото: LiteFoto

Хотите стать автором «Эльдоблога»? Тогда присылайте нам свои обзоры и видео техники и получайте до 1000 бонусов на новые покупки!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев

Вам также понравятся