Иллюстрации, фотографии и картины, созданные нейросетью, набирают все больше лайков. Но можно ли отличить изображения, воспроизведенные нейронной сетью, от живых работ живописцев и иллюстраторов? Мы узнали у художника-профессионала Марии Машковой и художника-любителя Анастасии Шустовой, на что надо обращать внимание, чтобы заметить разницу.
Когда только появились первые рисунки, созданные нейросетью, заметить разницу было просто. Страдала анатомия: то шесть пальцев на руке героя, то какое-то невнятное пятно вместо шеи. Были проблемы и с лицом: странные и разные глаза, смазанный рот. Но нейросети быстро учатся, и сейчас таких косяков все меньше.
Почувствовать разницу может не только профессионал-художник, но и любитель. Нейросеть создает рисунки в стиле цифровой графики. Например, красивые фэнтези-сюжеты. С придумыванием новых миров, необычных и странных персонажей нейросеть справляется хорошо.
Но многие техники, те, которые можно сделать только вручную, ей пока неподвластны: написать картину маслом, сделать бумажный коллаж или акварельную работу. Они выражают природу человеческого чувства. Пока нейросеть не научится чувствовать, мы в безопасности и сможем отличать работу искусственного интеллекта от человеческого. Многие говорят, что в сгенерированных работах нет души, и это их главное отличие. А мне кажется, что душа есть, только она другая — синтетическая. Искусственный интеллект чувствует иначе.
Я с интересом наблюдаю за развитием ИИ и совершенно не боюсь, что мое творчество как художника заменит нейросеть. Есть много примеров работ нейросети, дорисованных художником, и это восторг: соединение технологий и человеческой души.
Нейросеть — это новый инструмент, еще один «тюбик с краской» нового уровня. А новое часто вызывает страх, это человеческая психология. Однако новые технологии = возможности для развития.
Нейросеть не может делать картины, полностью идентичные работам реальных художников. Ручное исполнение ценится больше машинного, ведь каждая картина уникальна. Человеческий интеллект мыслит более масштабно. Хотя это может быть вопрос времени.
Чтобы отличить работы нейросети от рукотворных, не надо быть профессионалом, но обладать минимальными знаниями изобразительного искусства стоит. Нейросеть не всегда способна передать тонкости анатомии, и иногда это слишком заметно. Работы нейросети имеют какую-то искусственность и однотипность. Например, колористика словно у восковых фигур.
В нашумевшей серии портретов нейросети Midjourney «Города России в лицах» мужские образы еще претендуют на какие-то отличия, а женские очень похожи. Все герои будто из компьютерной игры.
Для сравнения — портреты художника Евгения Груздева. Тут есть фактура, видно технику, мазки. Эти элементы и создают уникальную работу:
Художники работают в своем стиле, который со временем может поменяться: человек более гибок, он не знает границ своей фантазии. А нейросеть генерирует только те направления, которые уже существуют, у нее есть определенная память.
Но нейросеть будут совершенствовать, и те пробелы, которые есть сейчас, со временем заполнятся. В эпоху автоматизации человеческий труд стремятся заменить машинным. И если сейчас нейросети не могут быть подмастерьями художников, то в дальнейшем это вполне возможно.