Современные подростки массово встают на четвереньки, а в моду вошли не только пушистые ушки на ободке для волос, но и торчащие из одежды хвостики. Зачем люди уподобляются животным и надевают на вечеринки меховые костюмы, как у аниматоров с детского праздника? Кто вообще такие эти «фурри», откуда они взялись и стоит ли их опасаться?
Что такое «фурри»?
Фурри — это сообщество, участники которого интересуются выдуманными персонажами с признаками и человека, и животного.
Некоторые фурри даже идентифицируют себя с животными, но наделенными человеческим интеллектом. Чаще всего с млекопитающими, у которых есть мех. Ведь само слово furry переводится с английского языка как «пушистый» или «мохнатый». Поэтому люди-фурри создают себе костюмы из меха (фурсьюты) и устраивают встречи (конвенты), чтобы продемонстрировать свою анималистическую сущность.
Почти у всех фурри есть «фурсона» — аватар в виде какого-нибудь животного (самые частые персонажи-фурри — это волк, лиса, собака, кошка, дракон) или существа с признаками сразу нескольких животных (кошколиса, волкоенот).
Примерно 10% фурри считают себя не вполне людьми и утверждают, что чувствуют глубокую духовную связь с миром животных. Таких людей называют «тери» — «терианами» или «териантропами» (слово «териантроп» имеет греческие корни и означает «полузверь-получеловек»).
Любители подражать животным придумали даже новый вид спорта под названием «квадробика». Квадроберы предпочитают передвигаться не на своих двоих, а на четвереньках и практикуют такие виды физической активности, которые позволяют им имитировать повадки животных.
Многие исследователи считают терианцев и квадроберов разновидностью фурри, но сами представители этих сообществ чаще всего так не думают и очень обижаются, если их путают.
Проще говоря, фурри — это те, кто любит одеваться в пушистое, изображая братьев наших меньших, тери не просто прикидываются животными, но и глубоко осознают свое родство с ними, а квадроберы бегают и прыгают на четвереньках в масках котиков, обезьян или других четвероногих.
Звериное начало
Судя по самым ранним из известных ученым артефактов, люди придумывали антропоморфных и одновременно зооморфных персонажей с тех пор, как зародилась человеческая культура. Достаточно вспомнить египетских бога Анубиса, у которого тело человека, а голова шакала, и богиню Бастет — полуженщину-полукошку.
Многие народы мира на ранних стадиях развития считали своими прямыми предками диких животных и создавали себе зооморфные тотемы.
Большинство из тех, кто читает этот текст, когда-то тоже увлекалось зооморфизмом, наряжаясь на утренник в детском саду зайчиками или белочками.
Но как феномен массовой культуры фурри-фэндом возник сравнительно недавно — в конце 70-х годов прошлого века, почти одновременно с выходом на советские экраны фильма «Мама» по мотивам сказки про волка и семерых козлят, в котором Людмила Гурченко, Михаил Боярский и другие известные актеры одеты и загримированы как тру-фурри.
Российские фурри выросли на мультфильмах про кота Матроскина (если не брать в расчет басни Крылова), а, например, британские — на сказках про кролика Питера и персонажах из книги Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Но катализатором для этого движения послужили аниме и интернет.
Кошка-бабочка и пушистые инопланетяне
Считается, что история культуры фурри началась в 1977 году, когда два больших поклонника японской анимации Марк Мерлино и Фред Паттен создали в Лос-Анджелесе организацию под названием C/FO — Cartoon/Fantasy Organization. В то время в аниме были популярны гигантские роботы, но участников этого сообщества больше привлекали пушистые аниме-персонажи и связанная с ними эстетика. Талисманом их клуба стал Фанта — один из аниме-персонажей, созданных Мерлино, который придумал в 1971 году Skiltaire — разумных пушистых инопланетян, похожих на ласку, куницу или выдру.
Нью-Йоркское отделение C/FO было основано в 1980 году Джозефом Рагусом-старшим и Джерри Беком. Их талисманом стала Анима — кошка с крыльями бабочки, своего рода фурри-фея, которую придумал Кен Сэмпл.
На пике своей деятельности Cartoon/Fantasy Organization состояла из 500 членов. Сеть из почти сорока отделений этого клуба покрывала обширную территорию США, Канады и даже имела филиал в Японии, на базе американских ВВС.
Субкультура фурри координировалась через клубный журнал. Члены организовывали съезды и фан-вечеринки. Но с развитием интернета необходимость в централизованном руководстве отпала, потому что многие фурри начали создавать собственные сайты, а вокруг них сформировались многочисленные и самые разнообразные сообщества. В 1989 году международный C/FO-клуб был расформирован, а фандом фурри стал глобальным.
В начале 90-х годов у фурри появились целые виртуальные среды и интернет-платформы, например FurryMUCK или Second Life. Одновременно этим феноменом начали интересоваться ученые, и к концу века Дэвид Дж. Раст (Сильван) опубликовал первое академическое исследование под названием «Социология фурри-фандома, исследование субкультуры».
Терианцы, или териантропы, как субкультура существуют с 1992 года с сетевого сообщества, где они делились мистическим опытом единения с природой.
Термин «квадробер», по одной из версий, был впервые использован на платформе Shedevrum как описание конкретного персонажа, а именно одиннадцатилетней девочки в маске кошки и митенках.
По другой версии, первым квадробером был назван японский спортсмен Кеничи Ито, которого в детстве дразнили обезьяной. Когда он вырос, то разработал технику бега на четвереньках и установил мировой рекорд в этом виде спорта.
Культура фурри
Первый фурри-конвент состоялся в 1989 году. С тех пор фурри создали собственную богатейшую субкультуру, которая включает в себя не только изобразительное искусство, но также литературу, моду, империю ролевых и сетевых игр.
У субкультуры фурри даже есть свой язык (Furspeak). Конечно, это еще и высокодоходный бизнес.
Терианцы и квадроберы также нередко ведут активную общественную жизнь: они занимаются защитой окружающей среды, поскольку стремятся жить в гармонии с природой, и борются за то, чтобы люди не причиняли вред животным.
А фурри, которые выбирают своей фурсоной не волка, а, например, кролика, еще и топят за вегетарианство.
По своей социальной принадлежности фурри чаще всего относятся к среднему классу и выше. Ведь во всех исследованиях фурри подчеркивается, что причастность к этому сообществу — недешевое удовольствие, так как разработка фурсоны требует немалых затрат, а некоторые фурсьюты из меха стоят тысячи долларов.
Поэтому среди пушистых завсегдатаев фурри-конвентов действительно немало таких людей, у кого «лапки»: это либо неработающие наследники больших состояний, либо представители высокооплачиваемых профессий — врачи, юристы, инженеры...
Не страшнее клуба садоводов
В СМИ время от времени появляются сообщения о том, что фурри, терианцы или квадроберы ведут себя деструктивно. Например, что некоторые дети в школах Великобритании не только ходят по классу на четвереньках, изображая кошек, но и требуют оснастить общественные туалеты лотками для справления естественных потребностей. Но такие истории часто оказывались фейками, основанными на роликах из Тик-Тока.
Сами фурри провозглашают себя как сообщество, призванное стимулировать творческие устремления людей. Оно основано на уважении ко всем формам самовыражения и взаимном доверии. Фурри всячески борются с навешиванием негативных ярлыков на свой образ жизни.
1 июля депутаты Государственной Думы РФ провели специальное заседание, посвященное «распространению сатанизма и других деструктивных явлений в медиакультурном пространстве России». Некоторые выступающие причислили фурри, териан и квадроберов к враждебным западным субкультурам, с которыми необходимо бороться. Но запрещать их депутаты пока не торопятся. Видимо, потому что специалисты не видят в них большой угрозы.
Зооморфизму столько же лет, сколько и человечеству, что подтвердит любой антрополог. Самая древняя магия заключалась в том, чтобы надеть шкуры или маски животных и попробовать скопировать их повадки. Люди надеялись таким образом лучше понять зверей, чтобы потом более успешно на них охотиться.
Понятно, что дети подражают животным не ради магии. Для них почувствовать себя немножко зверем — это разновидность сюжетно-ролевой игры. Это нормально и даже необходимо для человеческой психики. Просто раньше дети в своих играх изображали героев сказок, а теперь мы живем в мире, где выбор образов и моделей поведения у подрастающего поколения чрезвычайно расширился.
Необходимо также помнить, что детская/подростковая мода на субкультуры — это всего лишь тренд, который радикально обновляется каждые несколько лет. Так что лет через пять никто и не вспомнит, что такое квадробика.
С фурри сложнее, ведь это часть аниме-культуры, где крутятся серьезные деньги (ради интереса посмотрите, сколько стоит качественный ростовой костюм какой-нибудь белочки). Так что мода на фурри много кому выгодна.
Сами по себе такие увлечения не опасны. Опасными они становятся, только если возникают дополнительные факторы риска. Например, когда ребенок растет в неблагополучной семье и для него превращение в фурсону становится формой психологической защиты. Тогда это может превратиться в проблему.
Для большинства детей и взрослых игра в животных — всего лишь модное хобби. Любой костюм или маска — это один из способов вырваться из обыденности, побыть кем-то другим. Это расширение пространства личной свободы, когда можно пошалить, познакомиться с новыми людьми, интересно провести время. Соответственно, любое фурри-сообщество ничем не хуже, например, кружка юного техника или клуба садоводов-любителей.