Представьте, что Вы хотите запечатлеть один момент своей жизни, чтобы потом продемонстрировать его друзьям и родственникам. Сегодня это сделать очень просто — достаточно взять в руку смартфон и запустить приложение камеры. Но так было не всегда. Веками люди описывали знаменательные события в книгах или изображали на картинах, и только в середине XIX века научились делать четкие снимки, отражающие действительность в мельчайших деталях. А 170 лет спустя был учрежден праздник, который мы отмечаем 19 августа — Всемирный день фотографии.
Предшественники
Перенести образы окружающего мира на холст мечтали тысячи художников. Но первый оптический инструмент оказался в их руках только в эпоху Возрождения. Камера-обскура позволяла увидеть перевернутое изображение на заранее подготовленной стене. Процесс живописи немного упростился — ведь можно было обвести контуры и наметить основные штрихи.
Камера-обскура представляет собой ящик или темную комнату с маленьким круглым отверстием в одной стене. Проходя через нее, отраженный свет создает расплывчатую проекцию окружающего мира. Первое упоминание о научном применении этого приспособления относится к X веку — арабский ученый Ибн ал-Хайсам использовал его для наблюдения за солнечным затмением. Впоследствии оно послужило многим художникам — в том числе знаменитому Яну Вермееру.
В 1809 году английский физик-оптик Уильям Хайд Волластон создал камеру-люциду. Закрепив четырехгранную призму на специальной подставке, он сумел спроецировать изображение на бумагу. Этим изобретением поспешили воспользоваться художники-портретисты, которые смогли отрисовывать лица людей за пару часов, экономя до нескольких суток на каждой работе. Но им по-прежнему приходилось пользоваться кистью и карандашами — настоящий технологический прорыв был впереди.
Путь проб и ошибок
Еще в XVIII веке ученые отметили, что некоторые вещества меняют свою окраску под воздействием солнечного света. Их исследованиями заинтересовались британцы Томас Веджвуд и Гемфри Дэви, которые начали экспериментировать с солями серебра. Им удалось получить первые фотограммы — изображения предметов на металлических пластинках. Однако картинки были очень расплывчатыми и недолговечными — они существовали несколько минут.
Первая современная фотография была получена в 1826 году французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом. Он поместил в компактную камеру-обскуру оловянную пластинку, залитую битумом. Под воздействием света отдельные части поверхности затвердели. Ученый смыл остатки вязкой жидкости смесью нефти и лавандового масла, после чего перед его глазами открылся примитивный пейзаж.
В полученном изображении не было полутонов, да и его контрастность оставляла желать лучшего. Но оно вполне подходило для типографского тиражирования по технологиям того периода. Другого применения у него не было — пластинка весила больше килограмма, а время проявления картины на ней превышало 8 часов. Согласитесь, делать такие фотографии не очень-то удобно.
Самый ранний снимок Ньепса, дошедший до наших времен — «Вид из окна в Ле Гра». На нем видны стены двух зданий, покатая крыша, силуэт дерева и линия горизонта. Несмотря на крайне низкое качество, это изображение было внесено журналом Life в список «100 фотографий, которые изменили мир».
В конце 1820-х годов Нисефор Ньепс начал сотрудничество с Луи Дагером. Вместе они открыли светочувствительность йодистого серебра, однако принципиальных изменений не добились. Уже после смерти своего партнера Дагер получает фотографию при помощи серебряной пластинки, обработанной йодом. Он помещает ее в пары нагретой ртути и впервые закрепляет изображение. Полученная технология была названа дагеротипией. Именно ее презентовали на заседании Академии наук Франции 19 августа 1839 года.
Изобретение быстро распространилось по всему миру. В США первый дагеротип был получен 16 сентября, а в России — 8 октября. Самой ранней фотографией в нашей стране считается изображение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Однако на снимках удавалось запечатлевать только неподвижные объекты — здания и природные ландшафты. Низкая светочувствительность йодистого серебра и несовершенная оптика заставляли увеличивать выдержку до 15–30 минут. Несмотря на все ухищрения, портреты получались размытыми. Только представьте, что в середине XIX века Вам пришлось бы сидеть неподвижно около получаса ради удачного селфи.
Следующий шаг в развитии фотографии был сделан очень быстро — уже в 1841 году. Англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот создал многоступенчатый процесс, в котором лист бумаги обрабатывался солями серебра, а затем — галловой и уксусной кислотой. Такие материалы значительно увеличили светочувствительность, за счет чего экспозицию удалось сократить до пары минут. Технологию назвали калотипией. У нее было множество бесспорных достоинств — в том числе возможность тиражирования снимков и выпуска фотоальбомов малой серией.
Параллельно шла работа над совершенствованием оптики.
Пока ученые из разных стран соревновались в изобретательности, предприниматели по обе стороны океана поставили их творения на коммерческие рельсы. В США и Франции появились первые фотосалоны, которые специализировались на портретах. Поскольку людям приходилось сидеть перед камерой до часа, они оснащались специальными креслами с держателями для голов. Кроме того, в моду вошли синие стекла, которые защищали глаза от избыточного света, но сохраняли хорошую экспозицию камер.
Технологии — в массы!
В середине XIX века фотография оставалась дорогим увлечением. Оборудовать собственные студии могли только очень состоятельные люди. Но главной проблемой была сложность проявления и закрепления готовых снимков. Даже самые высокотехнологичные лаборатории могли производить до десятка фотокарточек в день.
Ситуация кардинально изменилась в 1855 году. Француз Альфонс Пуатвен запатентовал технологию под названием фототипия. В ней использовались желатиновые печатные формы, позволявшие тиражировать снимки обычными типографскими машинами. Десять лет спустя были созданы альтернативные методы, которые получили название коллотипии и вудберитипии. Они повлияли и на совершенствование самого процесса фотографии.
В 1887 году американец Ганнибал Гудвин создал оригинальный носитель изображения. Он воспользовался листами целлулоида — эластичной пластмассы растительного происхождения. Чтобы защитить их от скручивания, ученый нанес на обратную сторону тонкий слой желатина. Именно так была получена первая в истории фотопленка. Она применяется в аналоговой фотографии и по сей день.
В конце XIX века была разработана технология цинкографии, которая позволяла переносить низкокачественное изображение на тонкую бумагу. Она положила начало печати фотографий в газетах и значительно облегчила процесс создания иллюстраций. В 1904 году издание Daily Mirror впервые стало публиковать черно-белые снимки в каждом выпуске. А уже через год была изобретена современная методика офсетной печати, которая и сделала газеты такими, какими мы их знаем сегодня.
Хотя эксперименты с цветопередачей шли и раньше, они дали первые серьезные результаты к 1906 году. В это время появились фотоаппараты с несколькими светофильтрами, которые смогли передавать на карточках реалистичные краски. Самая большая коллекция цветных снимков в 1900-х годах была создана российским фотографом Сергеем Прокудиным-Горским.
Значительное влияние на развитие отрасли оказала знаменитая компания Eastman Kodak. Она предложила:
• складную камеру карманного размера, которой в годы Первой мировой войны пользовались фронтовые операторы
• фотоаппарат стоимостью всего 1 доллар
• цветную пленку с доступной ценой, подходившую для бытового использования
Нужно отметить и успехи фирмы Polaroid. Воспользовавшись наработками компании Agfa, она представила компактный фотоаппарат моментальной печати. Уже в 1948 году ее ручная камера выдавала готовые карточки за 30–45 секунд. Впоследствии это время сократилось до 10–15 секунд. Именно модель Polaroid Land-95 стала причиной появления любительских фото и, в конечном итоге, Instagram.
Цифровая революция
Концепция фотоаппарата с электронным носителем изображения зародилась еще в 1969 году, когда была создана матрица с зарядовой связью. И вновь опытный образец был собран в лаборатории Eastman Kodak — уже в 1975 году. Говоря современным техническим языком, его разрешение было равно 0,01 мегапикселя. Он сильно отличался от нынешних цифровых фотоаппаратов с матрицами на 20–50 Мп.
В 1988 году появились сразу две цифровые камеры потребительского уровня — Fujifilm DS-1P и Kodak Electro-Optic Camera. Но они предназначались совсем не для рядовых фотолюбителей, поскольку их цена измерялась десятками тысяч долларов. Первой моделью заинтересовались новостные агентства, а второй — военные.
Двигателем прогресса стала японская компания Canon, которая предложила модель EOS D30 по цене около 2500 долларов. Такая стоимость все еще была высокой для рядовых потребителей, но приемлемой для профессионалов. Последователи этой камеры представлены на рынке портативной электроники и сегодня. Через три года была преодолена психологическая отметка в 1000 долларов — свои доступные цифровые фотоаппараты представили Canon, Nikon и Pentax.
2003 год считается переломным. Он дал старт массовому производству цифровых фотоаппаратов, которые постепенно заменили собой пленочные модели. С этого момента прогресс значительно усилился, поскольку в гонку технологий включилось множество компаний — в том числе знаменитая Sony. В 2006 году был представлен первый фотоаппарат Olympus с функцией Live View. В отличие от предшественников, он передавал изображение на ЖК-дисплей, позволяя обходиться без оптического видоискателя. В 2008 году появилась первая беззеркальная цифровая камера — Panasonic Lumix DMC-G1. В это же время был создан фотоаппарат с функцией записи видео — Nikon D90.
XXI век также подарил нам множество изобретений в области любительской фотографии. Среди них особенно стоит отметить:
• быстрый фазовый автофокус, позволяющий мгновенно наводить резкость даже в темноте
• мощные процессоры, эффективно подавляющие шумы при светочувствительности до ISO 102400
• сенсорные дисплеи, упрощающие настройку устройства
• беспроводные модули Wi-Fi, NFC и Bluetooth, предназначенные для синхронизации со смартфоном или компьютером
Инженеры утверждают, что будущее фотографии — за искусственным интеллектом. Электроника уже умеет обрабатывать снимки не хуже опытных ретушеров, позволяя мгновенно публиковать их в интернете. В дальнейшем она сможет автоматически подбирать настройки для каждого случая, составлять идеальную композицию и даже предлагать интересные спецэффекты. Но переживать не стоит — фотохудожник все же останется центральной фигурой в этом творческом процессе. Он не уступит место холодному машинному разуму, а получит гораздо больше полезных инструментов.