С 28 октября владельцы учетных записей на портале «Госуслуги» могут пользоваться электронными сервисами только в том случае, если у них установлена двухфакторная аутентификация. Дополнительное подтверждение входа стало обязательным для всех пользователей, чтобы обезопасить личные данные россиян. Расскажем, что такое двухфакторная аутентификация, почему она нужна и как ее настроить.
Содержание
Что такое двухфакторная аутентификация?
Двухфакторная аутентификация — это механизм защиты, который требует от пользователя дважды разными способами подтвердить свою личность. Это может быть сочетание пароля и ввода различных алгоритмов.
Аутентификация может проходить через:
- электронную почту;
- SMS;
- специальное приложение для аутентификации (например, Google Authenticator или «Яндекс-ключ»);
- биометрию.
Последние три способа как раз представлены на «Госуслугах».
Механизм двухфакторной аутентификации нужен, чтобы обеспечить безопасность личных данных пользователей. Если говорить простым языком, то в вашем аккаунте — вся ваша жизнь. Посторонний человек, получивший доступ к профилю, не только завладеет данными о ваших документах — паспорте, СНИЛС, водительском удостоверении и других, которые есть в «Госуслугах». Вместе с этим он будет владеть всей информацией не только о вас, но, например, о вашей супруге или детях. Кроме того, злоумышленник сможет от вашего имени запросить справки в различных ведомствах, направить запросы на изменение данных, совершать финансовые и имущественные операции.
Двухфакторная аутентификация усложняет процесс взлома учетной записи — злоумышленникам придется не только подобрать пароль, но и обойти дополнительный барьер защиты. Поэтому если вы соблюдаете все правила цифровой гигиены, двухфакторная аутентификация поможет еще надежнее защитить ваши данные.
Что поменялось на «Госуслугах»?
Уже с 1 октября все новые пользователи «Госуслуг» или те, кто восстановил свой аккаунт, обязаны были подключить двухфакторную аутентификацию. Теперь это касается вообще всех владельцев учетных записей. То есть с 28 октября войти только по логину и паролю уже нельзя, нужно подтвердить свою личность одним из трех способов, которые мы описывали выше.
Если вы еще не поставили двухфакторную аутентификацию, то при очередном подключении система запросит у вас ее установить. Тем, кто уже использует второй фактор после пароля, дополнительно ничего делать не придется.
Как подключить двухфакторную аутентификацию?
Сначала проверьте, установлен ли у вас дополнительный способ защиты. В «Госуслугах» нажмите на иконку профиля, а после перейдите в раздел «Безопасность».
Если второй фактор входа не настроен, то следует выбрать «Вход с подтверждением». Там необходимо выбрать удобный для вас вариант проверки и установить его.
В последующем вы сможете изменить его. Например, проверку через код из SMS можно будет сменить на вход по биометрическим данным или коду с привязкой ко времени из специального приложения. Подробные инструкции для второго способа есть на «Госуслугах». А вот чтобы настроить вход по биометрии, прежде ее нужно будет подключить к своей учетной записи.
Сделать это возможно через:
- любой смартфон (для упрощенной биометрии);
- смартфон с NFC-чипом и при наличии у вас заграничного паспорта нового образца (для стандартной биометрии);
- отделение банка из списка (для подтвержденной биометрии); список можно найти на сайте Единой биометрической системы.
Для этого необходимо выбрать нужный вариант на сайте Единой биометрической системы, куда можно перейти из личного кабинета «Госуслуг».
Как быть, если «Госуслуги» привязаны к номеру, которым вы уже не пользуетесь?
Если вы решили установить вторым фактором код из SMS, то ваш телефон всегда должен быть доступен, чтобы вы смогли авторизоваться. Например, если вы поменяли номер, но у вас остался доступ к старой SIM-карте, то поменяйте данные в профиле. Сообщение с кодом подтверждения о внесении изменений придет по очереди на оба номера.
Если доступ к старому номеру телефона все же утрачен, то изменить данные можно через приложение банка, которым вы пользуетесь. Это сработает в том случае, если он сотрудничает с «Госуслугами». Либо для смены номера в учетной записи можно лично посетить МФЦ.
А что будет, если не установить двухфакторную аутентификацию?
Без нее вы не сможете пользоваться «Госуслугами». Такие сервисы, как оформление паспорта, проверка штрафов и задолженностей, запрос справок и выписок, станут недоступными. Поэтому рекомендуем обязательно проверить, настроена ли у вас и ваших близких двухфакторная аутентификация на «Госуслугах». Если нет, то сделать это нужно как можно скорее.
Обратите внимание, что настроить двухфакторную аутентификацию не будет лишним не только на «Госуслугах». Раз уж возьметесь делать это на государственном портале, то настройте дополнительную проверку и для других учетных записей. Проверьте свои страницы в социальных сетях, почтовые ящики, аккаунты на других сервисах и в приложениях. Установка дополнительной защиты обезопасит ваши данные. Если злоумышленникам удастся взломать один из слабо защищенных аккаунтов, то по цепочке они могут попытаться получить доступ и к остальным вашим учетным записям. Следите за своей безопасностью в сети!