![](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/header.webp)
Чтобы первая в сезоне поездка на велосипеде оказалась удачной, убедитесь, что он исправен. Как подготовить транспорт к сезону, рассказывает Юрий Селивохин.
Лучший способ подготовить велосипед — отдать его на техническое обслуживание в веломастерскую. Однако спрос в начале сезона, как правило, высокий, и обслуживание велосипеда со среднеизношенными компонентами обойдется в 5-10 тысяч рублей с учетом замены расходников.
![img](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img2.webp)
Я расскажу, на что обратить внимание и как подготовить велосипед к сезону самостоятельно. Итак, 7 шагов подготовки велосипеда к сезону.
Содержание
1. Помыть
В первую очередь велосипед нужно помыть и проверить раму на наличие трещин — это, конечно, редкость, но тем не менее. Важно не направлять струю воды на втулки колес и кареточный узел, иначе вода попадет в подшипники — они начнут хуже крутиться.
Цепь и «звезды» чистим щеткой с обезжиривателем, желательно убрать грязь между «звезд» — там скапливается смазка вперемешку с землей и пылью, и ваш велосипед служит меньше.
![img](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img3.webp)
2. Затянуть рулевую
Рулевая колонка, каретка (подшипники педального узла) и подшипники втулок колес — это несколько узлов вращения, в которых со временем может появиться люфт. Люфты — зазоры, которые возникают между компонентами вследствие вибраций при катании. Появление люфтов приводит к очень быстрому износу подшипников и даже повреждению связанных компонентов. Поэтому перед катанием люфты обязательно нужно устранить.
![img](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img4.webp)
Чтобы проверить наличие люфта в рулевой, нужно зажать тормоза и покачать велосипед вперед-назад. Вы почувствуете, если вилка болтается в рулевом стакане.
![](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img5.webp)
Чтобы подтянуть рулевую, нужно ослабить два стяжных болта на выносе и затянуть торцевой болт, который прижимает сверху крышку выноса (топкэп). Верхний торцевой болт с топкэпом стягивают подшипники рулевой. Затянуть его нужно таким образом, чтобы руль с вилкой не болтались в рулевом стакане, но при этом вращались легко.
3. Затянуть каретку
На большинстве велосипедов устанавливают картриджную неразборную каретку, то есть вал и подшипники в пластиковом корпусе. Шатуны велосипеда (рычаги, передающие энергию от педалей к «звездочкам») фиксируются с помощью торцевых болтов, которые при катании могут ослабнуть. Торцевые болты бывают спрятаны под крышечками и имеют шлицы под шестигранную накидную головку либо под шестигранник на 8 и на обоих шатунах затягиваются по часовой стрелке. Если торцевые болты затянуты, но система болтается в кареточном стакане, это означает, что сама каретка пришла в негодность и настало время ее заменить.
![](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img6.webp)
Важно также не забыть про педали: проверьте, чтобы они не выкручивались из шатунов. Большинство педалей имеют шлицы под рожковый ключ на 15. Они имеют разную резьбу, чтобы не выкручиваться на ходу: правая педаль — правую, а левая — левую. Таким образом, правая педаль закручивается по часовой стрелке, а левая — против часовой.
4. Затянуть втулки колес
Переходим к колесам и рассмотрим самый распространенный вариант — колеса на втулках с быстросъемными механизмами — эксцентриками.
Колеса нужно покачать вправо-влево. Даже если вы не почувствовали люфт, нужно проверить рукой натяжение эксцентриков — они должны открываться с усилием. При установке колеса усилие появляется при повороте рычажка эксцентрика примерно на 90 градусов.
![img](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img7.webp)
Если эксцентрики на втулках затянуты как следует, но колеса при этом люфтят, значит втулки нужно перебрать или заменить. Если эксцентрики затянуты хорошо и люфтов нет, то остается только накачать колеса (обращайте внимание на давление, указанное сбоку на покрышке).
![](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img8.webp)
При этом можно выбрать любое значение давления в рамках указанного диапазона — при большем давлении велосипед будет жестче, но иметь лучший накат, и наоборот.
После всех манипуляций нужно по очереди приподнять оба колеса и крутануть их — они должны вращаться легко и плавно. Если колесо вращается с рывками, раздается повторяющийся характерный звук и в конце колесо не плавно останавливается, а как бы застревает, то, скорее всего, нужна регулировка тормозов.
5. Проверить и подтянуть тормоза
Для начала нужно нажать на тормозные ручки — они не должны проваливаться до руля. Если ход ручек слишком большой, нужно натянуть тормозные тросики. На тормозных ручках предусмотрена пользовательская регулировка — «барашки» с контргайками. Выкручивая их, можно подтянуть трос и уменьшить ход тормозных ручек. После регулировки следует крутануть колесо — оно должно легко крутиться и плавно останавливаться.
![img](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img9.webp)
6. Почистить и смазать трансмиссию
Цепь и «звезды» следует промыть обезжиривателем, вытереть насухо и смазать специальной смазкой для велосипедной цепи. Цепь нужно обрабатывать равномерно, но не слишком обильно. После нанесения смазки прогнать цепь по всем «звездам», проверив заодно работу трансмиссии, а затем удалить излишки смазки — так на трансмиссию будет прилипать меньше грязи. У системы переключения скоростей также бывает предусмотрена пользовательская регулировка, для этого существует манетка — механизм переключения на руле велосипеда.
![img](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img10.webp)
![](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img11.webp)
7. Настроить положение руля и седла
Велосипед почти готов к поездке. Осталось убедиться, что седло стоит горизонтально, на правильной высоте — так, чтобы при постановке стопы на педаль в нижнем положении колено почти полностью выпрямлялось.
![](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img12.webp)
Также важно убедиться, что тормозные ручки стоят под правильным углом, чтобы при торможении ваша кисть находилась в естественном положении. И седло, и тормозные ручки настраиваются с помощью шестигранников.
![img](https://static.eldorado.ru/promo/src/podgotovit-velosiped/img/img13.webp)