8 мин. на чтение

Готовим велосипед к сезону за 7 шагов: инструкция от эксперта

Чтобы первая в сезоне поездка на велосипеде оказалась удачной, убедитесь, что он исправен. Как подготовить транспорт к сезону, рассказывает Юрий Селивохин.

Эксперт

Юрий Селивохин

BMX-райдер, эксперт «Мосгорбайк»

img

Лучший способ подготовить велосипед — отдать его на техническое обслуживание в веломастерскую. Однако спрос в начале сезона, как правило, высокий, и обслуживание велосипеда со среднеизношенными компонентами обойдется в 5-10 тысяч рублей с учетом замены расходников.

img

Я расскажу, на что обратить внимание и как подготовить велосипед к сезону самостоятельно. Итак, 7 шагов подготовки велосипеда к сезону.

Содержание

1. Помыть

В первую очередь велосипед нужно помыть и проверить раму на наличие трещин — это, конечно, редкость, но тем не менее. Важно не направлять струю воды на втулки колес и кареточный узел, иначе вода попадет в подшипники — они начнут хуже крутиться.

Цепь и «звезды» чистим щеткой с обезжиривателем, желательно убрать грязь между «звезд» — там скапливается смазка вперемешку с землей и пылью, и ваш велосипед служит меньше.

img

2. Затянуть рулевую

Рулевая колонка, каретка (подшипники педального узла) и подшипники втулок колес — это несколько узлов вращения, в которых со временем может появиться люфт. Люфты — зазоры, которые возникают между компонентами вследствие вибраций при катании. Появление люфтов приводит к очень быстрому износу подшипников и даже повреждению связанных компонентов. Поэтому перед катанием люфты обязательно нужно устранить.

img

Чтобы проверить наличие люфта в рулевой, нужно зажать тормоза и покачать велосипед вперед-назад. Вы почувствуете, если вилка болтается в рулевом стакане.

Чтобы подтянуть рулевую, нужно ослабить два стяжных болта на выносе и затянуть торцевой болт, который прижимает сверху крышку выноса (топкэп). Верхний торцевой болт с топкэпом стягивают подшипники рулевой. Затянуть его нужно таким образом, чтобы руль с вилкой не болтались в рулевом стакане, но при этом вращались легко.

3. Затянуть каретку

На большинстве велосипедов устанавливают картриджную неразборную каретку, то есть вал и подшипники в пластиковом корпусе. Шатуны велосипеда (рычаги, передающие энергию от педалей к «звездочкам») фиксируются с помощью торцевых болтов, которые при катании могут ослабнуть. Торцевые болты бывают спрятаны под крышечками и имеют шлицы под шестигранную накидную головку либо под шестигранник на 8 и на обоих шатунах затягиваются по часовой стрелке. Если торцевые болты затянуты, но система болтается в кареточном стакане, это означает, что сама каретка пришла в негодность и настало время ее заменить.

Важно также не забыть про педали: проверьте, чтобы они не выкручивались из шатунов. Большинство педалей имеют шлицы под рожковый ключ на 15. Они имеют разную резьбу, чтобы не выкручиваться на ходу: правая педаль — правую, а левая — левую. Таким образом, правая педаль закручивается по часовой стрелке, а левая — против часовой.

4. Затянуть втулки колес

Переходим к колесам и рассмотрим самый распространенный вариант — колеса на втулках с быстросъемными механизмами — эксцентриками.

Колеса нужно покачать вправо-влево. Даже если вы не почувствовали люфт, нужно проверить рукой натяжение эксцентриков — они должны открываться с усилием. При установке колеса усилие появляется при повороте рычажка эксцентрика примерно на 90 градусов.

img

Если эксцентрики на втулках затянуты как следует, но колеса при этом люфтят, значит втулки нужно перебрать или заменить. Если эксцентрики затянуты хорошо и люфтов нет, то остается только накачать колеса (обращайте внимание на давление, указанное сбоку на покрышке).

При этом можно выбрать любое значение давления в рамках указанного диапазона — при большем давлении велосипед будет жестче, но иметь лучший накат, и наоборот.

После всех манипуляций нужно по очереди приподнять оба колеса и крутануть их — они должны вращаться легко и плавно. Если колесо вращается с рывками, раздается повторяющийся характерный звук и в конце колесо не плавно останавливается, а как бы застревает, то, скорее всего, нужна регулировка тормозов.

5. Проверить и подтянуть тормоза

Для начала нужно нажать на тормозные ручки — они не должны проваливаться до руля. Если ход ручек слишком большой, нужно натянуть тормозные тросики. На тормозных ручках предусмотрена пользовательская регулировка — «барашки» с контргайками. Выкручивая их, можно подтянуть трос и уменьшить ход тормозных ручек. После регулировки следует крутануть колесо — оно должно легко крутиться и плавно останавливаться.

img

6. Почистить и смазать трансмиссию

Цепь и «звезды» следует промыть обезжиривателем, вытереть насухо и смазать специальной смазкой для велосипедной цепи. Цепь нужно обрабатывать равномерно, но не слишком обильно. После нанесения смазки прогнать цепь по всем «звездам», проверив заодно работу трансмиссии, а затем удалить излишки смазки — так на трансмиссию будет прилипать меньше грязи. У системы переключения скоростей также бывает предусмотрена пользовательская регулировка, для этого существует манетка — механизм переключения на руле велосипеда.

img

7. Настроить положение руля и седла

Велосипед почти готов к поездке. Осталось убедиться, что седло стоит горизонтально, на правильной высоте — так, чтобы при постановке стопы на педаль в нижнем положении колено почти полностью выпрямлялось.

Также важно убедиться, что тормозные ручки стоят под правильным углом, чтобы при торможении ваша кисть находилась в естественном положении. И седло, и тормозные ручки настраиваются с помощью шестигранников.

img

Посмотреть все велосипеды и выбрать свой

Выбрать
Хотите стать автором «Эльдоблога»? Тогда присылайте нам свои обзоры и видео техники — и получайте до 1000 бонусов на новые покупки!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев

Вам также понравятся