8 мин. на чтение

История краха и ренессанса Sega. Как ежик Соник захватил мир

В сеть утекла огромная база документов из 90-х, касающихся компании Sega. Они полны трагических и очень неоднозначных данных, которые логично подводят некогда одного из крупнейших игроков на рынке гейминга к тому, во что он превратился сейчас. Рассказываем об истории Sega, ее становлении, борьбе с конкурентами и упадке, который должен стать важным уроком остальным желающим полететь к Солнцу с икаровыми крыльями.

Что такое Sega

В первую очередь — часть жизни. Вспомните (если, конечно, застали) конец 90-х, когда средний класс мог позволить себе в общей массе только две игровые приставки — «Денди» (пиратской копии консоли от Nintendo) и «Сегу».

Несмотря на то что первая до сих пор и навсегда в сердечке у многих благодаря «Танчикам», «Марио» и «Контра» (не путать с Counter Strike), владельцы Sega чаще всего были на следующей ступени подростковой иерархии. Каким бы культовым ни был водопроводчик Марио, по скорости, сочности и геймплейному разнообразию он даже рядом не стоял с ежиком Соником.

Вот лишь небольшой список игр на Sega, от которых у Седобородых с Высокого Хротгара скатится скупая слеза: Dune 2, Disney’s Aladdin, Road Rash 3, The Lion King, Duke Nukem 3D, Alien 3, Rambo III. Помните? Конечно, помните.

Ранняя история компании

Тяжело осознать, но рождение Sega пришлось еще на времена Второй мировой войны. На Гавайях была основана компания Standard Games, выпускавшая игровые автоматы, часть из которых предназначалась для увеселения американских военных на тихоокеанском фронте. Довольно большая партия даже попала на Перл-Харбор буквально за несколько дней до печально известных событий этого региона.

Через некоторое время бизнес решено было перенести поближе к основной аудитории, ведь, помимо Японии, США участвовали позднее еще и в Корейской войне. После этих конфликтов количество американских потребителей сильно снизилось, и постепенно производство стало переориентироваться на азиатских любителей видеоигр. К тому времени название сперва изменилось на Service Games of Japan, а затем, для большей лаконичности, по первым буквам из Service Games на привычное нам Sega.

Стоит пропустить большой пласт истории, так как он весьма однообразен. Почти до начала 90-х Sega плотно конкурировала с уже ставшей культовой Nintendo. А до этого чем она только ни занималась: импортировала подержанные машины, распространяла музыкальные автоматы, конструировала пистолеты (для консолей, конечно, как в Duck Hunt).

img
Источник: Shutterstock

90-е и успех

В 80-х случился печально известный застой игровых приставок, сопровождающийся утилизацией миллионов копий игр и самих консолей, что и стало отправной точкой для создания нового типа портативных игровых аппаратов. Изначально Sega планировала запустить в производство консоль с клавиатурой прямо как у компьютеров, но, увидев, что Nintendo планирует выпускать приставку классического типа, решила поиграть в повторюшки. Так появилась на свет Master System — консоль нового поколения для своего времени, на голову опережавшая конкурентов по мощности и функциональности. Проблема состояла в том, что игры стали создаваться для Nintendo эксклюзивно, то есть только для единственной платформы, поэтому игровые продукты пришлось закупать у других компаний.

Игры на Master System оказывались далеко не такими популярными, как у конкурентов, и одну из них, входящих в стартовый покупной набор с приставкой, было решено заменить на казавшуюся тогда многим совершенно бесперспективной Sonic the Hedgehog. Как можно понять, решение оказалось верным. «Соник» ворвался на рынок видеоигр с мощностью килотонной бомбы, и благодаря ему в 1991 году компания Sega держала 65% всего рынка 16-битных консолей. Это был грандиозный успех.

Nintendo решили зайти с другой стороны и выпустили портативную консоль Game Boy. Sega ответила портативкой Game Gear и победила в этой битве, ведь детище Nintendo было с монохромным черно-белым экраном, в то время как консоль Sega обладала цветным дисплеем. Да и «Соник» на эту консоль тоже забежал, что повысило ее популярность до небес.

В 1994-м «Сега» в тандеме с партнерами создала сервис The Sega Channel, благодаря которому игры теперь можно было не только запускать с картриджей, но и скачивать прямо из сети. В этом же году в Японии выпускается крайне популярная приставка Sega Saturn, а затем в 1998-м — не менее легендарная Dreamcast. И все бы шло хорошо: «Дримкаст» легко соперничал с уже захватывающей рынок PlayStation, но в 2000 вышла принципиально новая PS с цифрой 2 в названии, и про Dreamcast все забыли. Хоть консоли от Sega оставались популярными, прибыль стала критически падать, и к 1999 году она составила менее трети от предполагаемого дохода. Финансовый профицит был безвозвратно потерян. Продажи и производство Dreamcast были прекращены, а курс было решено срочно менять.

Падение в бездну

В конце 90-х и начале нулевых рынок стали захватывать консоли других компаний, и Sega уже не смогла составить им конкуренцию. PS2, PSP, Game Boy Advance, Nintendo DS и прочие сильно вырвались вперед по мощности технологий, при этом развиваясь в разных направлениях. «Сега» угнаться за всеми не могла и приняла, как тогда казалось, единственно правильное решение: раз у компании хорошо получается делать культовые игры, на них она и сконцентрируется. А платформами для видеоигр должны стать те самые пресловутые конкуренты Nintendo и Sony (PlayStation). Однако в 2003 году умирает Исао Окава — председатель совета директоров, и Sega Corporation была выставлена на аукцион. Постепенно, в течение года, компания Sammy покупала доли акций компании, пока в середине 2004-го не приобрела контрольный пакет, превратив «Сегу» в Sega Sammy Holdings. Новый председатель впервые за долгое время привел теперь уже не производителя приставок, а разработчика игр к прибыли.

Конгломерат постепенно расширялся. В гости к Sega в 2005 году пришла Creative Assembly (вы ее наверняка знаете по Total War), а в 2006-м — Sports Interactive (Football Manager). Хотя Sega Sammy Holdings крепко встала на ноги и получала хорошую прибыль, сама Sega в ней все больше терялась и блекла на фоне других товарищей по конгломерату. Компания уже почти не предлагала ничего нового, и доля ее разработок стремительно сокращалась.

Дела шли настолько серо, что в 2010-м была предпринята попытка реабилитировать само название Sega при помощи переиздания старых игр с приставки Dreamcast. На какое-то время это вызвало восстановление интереса к компании, и немного этому помог выпуск первого эпизода относительно свежей Sonic the Hedgehog 4.

Но дни Sega как создателей инновационных консолей и игр для них остались далеко позади. Более того, компания все дальше отходила от разработки собственных игр, фокусируясь больше на их издательстве, что, кстати, получилось у них довольно неплохо. Наверняка вам доводилось слышать о таких культовых видеоиграх, как Company of Heroes, Alien: Isolation, Warhammer 40,000: Dawn of War II или Bayonetta — все они были изданы Sega. Хотя градус восхищения несколько падает, когда приходит понимание того, что по большей части теми же Total War или Alien: Isolation занимается студия The Creative Assembly, входящая в группу компаний вместе с Sega.

А что с самим сердцем Sega, с которого они начинали, — аркадными автоматами? В компании все еще сохраняется отдел, работающий над производством аркадных видеоигр, но сами сеговские автоматы давным-давно канули в Лету. К сожалению, об этих играх практически ничего не известно за пределами азиатского сегмента рынка, да и там у них невысокая популярность.

Наше время и ренессанс

С конца нулевых до нынешнего десятилетия дела у Sega шли волнообразно. С одной стороны, из-под ее крыла выходили топовые игры серии Total War и Yakuza. С другой — куча нишевых или откровенно некачественных продуктов, которые сильно портили репутацию, а прибыль от них далеко не всегда перекрывала затраты на производство.

Но в самое недавнее время стало происходить что-то странное. Курс компании резко изменился: в 2023-м она приобрела в свою «семью» почти за 800 миллионов долларов Rovio Entertainment, известную по франшизе Angry Birds, по заявлению Sega — для укрепления позиций на мировом рынке видеоигр. Совершенно очевидно, что разработка и издание сверхпопулярных мобильных приложений принесет японскому видеомагнату баснословные деньги, ведь доля игр сегмента мобильного гейминга уже доминирует над остальными типами игр, включая ПК-игры и консольные, вместе взятые. Но как это скажется на разработке более классических продуктов — большой вопрос. Скорее всего, как и раньше, отдельные студии под руководством Sega продолжат раз в пару лет выпускать глобальные «тоталворные» стратегии, и одна из них в сеттинге Древнего Египта как раз вскоре должна увидеть свет. Но таких гигантов будет все меньше и меньше, зато «Злых птичек» — значительно больше.

img
Источник: Shutterstock

И что в итоге?

Sega начала как экспериментальная компания по производству игровых аркадных автоматов и на голову опередила своих конкурентов. Она выпустила несколько потрясающих консолей с играми, которые запали в наши сердечки навсегда. Но постепенно компания стала сдавать позиции, и к 2000 году окончательно растеряла запал.

Те самые слитые документы из 90-х говорят о том, что Sega в первую очередь стремилась уже не создавать что-то новое, а вытянуть максимум из разработок конкурентов, в первую очередь Nintendo и Sony, и выпустить что-то похожее как можно быстрее, по возможности — раньше приставок PlayStation и прочих. Как мы видим, такое слепое следование за другими лидерами ни к чему хорошему не приводит. По крайней мере для геймеров, которые все еще ожидают от мирового рынка видеоигр чего-то такого же крутого, как и раньше. А как поиски новых направлений и смена курса с приоритетами на мобильный гейминг скажутся на прибыли, покажет лишь время. И финансовые отчеты, конечно же. Но одно можно сказать точно: от брутального Дюка Нюкема до попсовых «Злых птичек» всего один шаг.

Ранее мы рассказывали:

Лучшие экшен-игры на ПК: топ-50
Любите делиться своим мнением о технике? Тогда напишите обзор товара в «Эльдоблоге» и получите до 1000 бонусов на новые покупки!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев

Вам также понравятся