Древний мир
Поверьте, в научной среде идут нешуточные споры о том, какая же игра появилась первой. Большинство историков склоняется к тому, что раньше всего люди стали бросать кости. Первые камешки с обозначениями на разных гранях датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Кидая их, люди старались получить как можно больше очков, чтобы опередить соперников. Альтернативой были палочки, окрашенные только с одной стороны. Победа засчитывалась тому, у кого они ложились на стол в нужном положении.
Впрочем, некоторые специалисты считают кости очень примитивным прообразом игр. Первой «настолкой» они называют древнеегипетский сенет. К сожалению, его правила не дошли до сегодняшних дней. Однако многочисленные рисунки в гробницах показывают, что он был очень похожим на шашки.
Самыми долгоживущими играми называют нарды и «Ур», которые появились на Ближнем Востоке в третьем тысячелетии до нашей эры. Первые распространились по всему миру, а вот вторая сохранилась только на территории Индии. Обе используют кости для создания элемента случайности, в обеих участникам нужно перемещать свои фишки быстрее соперника. Разница заключается только в форме поля и некоторых нюансах правил.
Во втором тысячелетии до нашей эры в Китае уже играли в го. В отличие от более простых нард, она требовала серьезного стратегического мышления и тщательной подготовки. Главной задачей в ней был захват территории при помощи фишек разного цвета. Эта игра изначально считалась привилегией правителей, воинов и философов. Однако впоследствии она распространилась среди широких слоев населения.
Еще одна интересная настольная игра древности — «Манкала», которая также известна как калах. Точное место и время ее зарождения неизвестно. Археологи обнаруживают свидетельства ее существования в Африке, Южной Америке и на Ближнем Востоке с III по I тысячелетие до нашей эры. Игра также относится к стратегическим. В ней соперники выкладывают разноцветные зерна в специальные лунки, постепенно захватывая территорию.
Взлеты и падения
Многие настольные игры исчезли вместе с создавшими их великими цивилизациями. В начале нашей эры центром распространения таких развлечений стала Индия. Именно в этой восточной стране впервые появилось домино. Традиционные кости уступили место плоским табличкам, которые нужно было выкладывать на стол в определенном порядке. Победа засчитывалась тому, кто раньше других избавлялся от всех фигур.
Прообразом шашек считается индийская игра «Чаупар» (Пачиси). Ее участники передвигали раковины разной формы по крестообразному полю, стараясь «перепрыгнуть» соперников. Но куда более интересной была «Чатуранга», невероятно похожая на современные шахматы. Ее правила варьировались в зависимости от регионов — в некоторых вариантах поле делилось на четыре части, а для определения дальности хода использовались кости.
В VI веке в большинстве стран Юго-Восточной и Средней Азии играли в «Шатрандж». Она отличалась от шахмат только одноцветной раскраской поля и свойствами фигур. Большинство персонажей были более слабыми, поэтому партия нередко отнимала свыше часа и весьма утомляла участников.
А вот история европейских настольных игр достаточно бедна. Помимо широко распространенных костей, в ходу были лишь шашки Тафл. В них белые фигуры устанавливались по центру поля, а черные — по краям. Задачей первых было сопровождение «короля» до крайней или угловой клетки, а вторых — истребление всех «придворных» и «телохранителей».
В X веке арабские купцы завозят в Европу «Шатрандж». Изначально игре оказали холодный прием из-за сложности правил и большой продолжительности сражения. Однако уже через два столетия появился ее оригинальный вариант с усиленными фигурами. А уже в XV веке по всему континенту распространились современные шахматы.
Ближе к современности
XVI столетие считается золотым веком настольных игр в Европе. Шахматы приобрели современное алгебраическое обозначение клеток. Легкое изменение правил привело к появлению «коротких» нард, отнимавших намного меньше времени у игроков. В этот период также возникли 100-клеточные шашки с большим количеством фигур, которые сегодня считаются «международными».
Еще в XIV веке в Европу проникли карты, но большинство игр появилось лишь пару столетий спустя. В XVII веке их число достигло нескольких сотен. Кроме того, в это время началась стандартизация карт — на их лицевой стороне рисовались зеркально отраженные персонажи, а рубашка покрывалась мелким сложным рисунком. Это делалось для того, чтобы шулерам было сложнее подменять колоды и ставить обозначения.
В России того времени карточные игры были официально запрещены, хотя это не останавливало многих смельчаков. Но пустота быстро заполнилась. В XVIII веке появилось множество картонажных настольных игр, которые печатались мелкой серией в типографиях. Их общей чертой было использование полей, изготовленных из плотной бумаги. Самыми популярными разновидностями стали:
• лото, в котором нужно угадывать номера или изображения
• «гусек», где участники пытались пройти путь быстрее остальных
• сражения, похожие на шахматы с различными вариациями поля, фигур и правил
Интересно, что многие российские игры XVIII–XIX века были посвящены известным военным операциям. Очень широкое распространение получили их вариации под названием «Битва при Измаиле» и «Бегство Наполеона из Москвы».
Новая история
Настоящий бум настольных игр пришелся на XX–XXI век. Культурный обмен в эпоху глобализации привел к появлению оригинальных развлечений, невиданных доселе. Даже возникновение радио, а затем телевидения и интернета не смогли уменьшить роль «настолок». Напротив, сегодня они считаются одним из лучших вариантов времяпрепровождения.
На рубеже тысячелетий новые настольные игры появляются каждый день. Чтобы избежать долгих утомительных перечислений, мы расскажем только о самых распространенных и интересных развлечениях.
В 1920 годах в Европе и США стала невероятно популярной китайская игра «Маджонг». По правилам четырем участникам нужно собирать определенные комбинации втайне от других. Однако вместо карт в ней используются костяшки с иероглифами, цифрами и латинскими буквами. Интересно, что в течение целого года американские фабрики по производству фишек для маджонга работали круглосуточно — настолько высоким был спрос.
В 1934 году Чарльз Дэрроу представил первую в мире экономическую стратегию, которую он назвал «Монополией». Ее суть заключается в покупке недвижимости и конкуренции с другими игроками. Для введения элемента случайности в ней используются кости, которые определяют расстояние хода. Изначально игра была отвергнута издательством, поэтому ее создатель, вместе с друзьями, изготовил первые 5000 экземпляров вручную. Уже через год «Монополия» стала самой продаваемой «настолкой» в США. А сегодня ее тираж насчитывает более 500 миллионов экземпляров.
В 1936 году появилась игра под названием «Скрэббл», которая в нашей стране известна как «Эрудит». Ее участникам нужно выкладывать на поле фишки с буквами, составляя осмысленные слова. Правила различаются в зависимости от региона — в некоторых вариантах разрешается использование падежей и аббревиатур. Сегодня в Европе и США проводятся турниры по скрэбблу с призовым фондом в сотни тысяч долларов.
В 1957 году французский кинорежиссер Альбер Ламорис предложил игру «Завоевание планеты», которая вскоре была переименована в «Риск». Ее ключевая особенность — использование политической карты Земли в качестве поля. Участники управляют армиями, стараясь захватывать как можно больше территорий. Игра считается одной из лучших военных стратегий современности. Она неоднократно переиздавалась — многие ее варианты посвящены фантастическим фильмам и книгам.
В 1971 году была создана первая юмористическая игра для вечеринок — «Уно». Ее цель — избавляться от карточек, выполняя забавные действия. Участникам приходится стоять на одной ноге, разговаривать со стиснутыми зубами, признаваться в неблаговидных поступках и обмениваться сплетнями.
В 1974 году Гарри Гайгакс совершил настоящий прорыв, придумав игру Dungeons & Dragons. Ее главной особенностью стало отсутствие привычного поля — все события разворачивались в воображении участников. Один из них становился «повелителем подземелий», создающим сценарий, следящим за соблюдением правил и определяющим успешность действий. Dungeons & Dragons считается одной из первых ролевых игр. В ней персонажи постепенно зарабатывают опыт, развивая свои навыки и собирая коллекционные предметы. По сей день она остается одним из лучших вариантов времяпрепровождения для компании.
В 1980 году появилась глобальная стратегия «Цивилизация», в которой нужно строить и развивать города, изучать технологии и воевать с соперниками. Она дала старт целой серии компьютерных игр. Ее выпускают до сих пор, регулярно добавляя изменения вроде невозобновляемых ресурсов, сложной дипломатии, стихийных бедствий и климатических проблем.
В 1986 году группа студентов МГУ предложила оригинальную психологическую игру — знаменитую «Мафию». Ее участники втайне получали карточки с ролями. В зависимости от типа персонажа их задачами могли быть выживание или уничтожение противоборствующей стороны. У игры также появилось множество последователей. Существуют варианты в тематике Дикого Запада, Второй мировой войны и фантастических вселенных.
Список можно продолжать бесконечно, но одно всегда остается неизменным. Настольные игры приносят радость. Они стимулируют умственную деятельность, заставляя нас «пошевелить мозгами» во время долгих выходных.