Гаджеты для современного ребенка школьного возраста — уже не прихоть, а необходимость. Сложно представить, чтобы дети в 2024 году не пользовались благами цивилизации, от электронных учебников до технологий виртуальной реальности, способных в мгновение ока перенести нас в любую точку мира.
Разумеется, к технологиям нужно подходить с умом. Мы попросили учителей, вожатых и детских психологов поделиться мнением о том, какие гаджеты полезны для детей в учебе и жизни, а какие — нет.
Содержание
Смартфон
В своей работе в школе я максимально использовала телефоны.
Иногда мы «гуглили» что-то вместе с учениками. Иногда я давала возможность ребятам сверяться с калькулятором и назначала ответственного за проверку счета.
Если им было что-то плохо видно, они могли сфотографировать и приблизить.
Тесты с опросами они тоже проходили через QR-код на доске — можно ничего не печатать. Это все очень удобно!
Во время контрольных работ ребята складывали телефоны на специальную парту с кодовым названием «Санаторий для вашего гаджета». Они находили в этом особый юмор: одно дело — сдавать телефон, другое — отправлять в санаторий на отдых!
Я за то, чтобы у детей были хорошие смартфоны, с рабочей камерой и интернетом. Они живут в мире, где без этого не обойтись. Одна из моих задач — помочь им научиться искать информацию в интернете, пользоваться калькулятором и применять телефон в рабочих целях.
Отмечу, что я работала в пятых-седьмых классах. В начальной школе телефон скорее не нужен. Возможно, он даже вредит: есть дети, которые не могут себя контролировать и постоянно сидят в гаджетах. К сожалению, у них приходится забирать смартфоны.
Мы часто использовали телефоны на уроках у шести-семиклассников. Например, если у меня было время и желание как-то интерактивно разнообразить урок, я заранее готовил квизы на платформе Quizlet, кидал ребятам ссылку — и мы играли. Те, у кого не было телефонов, объединялись в пары с теми, у кого были.
С трудом представляю себе занятия английским с подростком без смартфона. Одно время у меня был очень плохой ноутбук, который мог выключиться в середине урока, и дальше мы заканчивали занятие только на телефонах. Ребенку было даже удобнее и привычнее.
Я скидывал детям учебники и задания в мессенджеры, в том числе разные интерактивные тесты типа «Кто ты в Гарри Поттере?». Мы также играли онлайн в «Шляпу» с английскими словами. Я отправлял ссылку, дети писали разные слова, которые затем перемешивались. После мы смотрели на свои экраны и объясняли друг другу значения этих слов. Бывало, что я месяцами не использовал никаких распечаток даже с очными учениками: все было в телефоне. А онлайн-ученики мастерски пользовались «Зумом» и спокойно выходили на связь.
Проблемы, как мне кажется, возникают у тех детей, которым родители позволяют пользоваться телефоном весь день без ограничений и не показывают, что кроме игр там можно делать что-то еще.
Планшет
В конце учебного года на уроках биологии у нас было обязательное задание — создать альбом. Некоторые дети жаловались, что им не нравится рисовать на бумаге: она часто пачкается, ее неудобно носить с собой. Поэтому они использовали планшеты для всех своих биологических зарисовок.
Помню одну ученицу, которая вела все конспекты в планшете. Она нашла какой-то сайт, где были абрисы, контуры всяких биологических объектов. Далее она просто их вставляла, уже в графических редакторах раскрашивала и делала подписи. И такие конспекты она вела на протяжении нескольких лет. Мне кажется, их даже продавать можно было!
У меня нелюбовь к планшетам как к замене ноутбуков, потому что дети из-за них не умеют пользоваться мышкой, создавать папки и работать с документами.
Ноутбук
В старшей школе ребенку точно нужен ноутбук. Потому что у детей идет большая проектная деятельность, они регулярно делают презентации, доклады, кодят, монтируют. Телефона тут уже будет недостаточно.
Еще до ковида мы на уроках часто использовали компьютеры, потому что детям нужно было что-то найти по теме занятий. И я старался привить им навык поиска и фильтрации информации, чтобы они учились критически мыслить.
Мне кажется, что дома ноутбук нужен уже с восьмого класса, а может, и раньше. Дети сейчас учатся программировать лет с шести-семи и живут очень активно, порой даже более интенсивно, чем взрослые. Главное, чтобы они не забывали про детство и у них оставалось время на игры и отдых.
Смарт-часы
В лагере смарт-часы ребенку точно пригодились бы.
Расскажу историю из недавней смены. По правилам лагеря мы забирали у детей всю технику и отдавали только во время тихого часа. Родители были в курсе.
Это не очень удобно, потому что тихий час — это все-таки время отдыха. Знаю, что в некоторых лагерях телефон выдают после тихого часа на какое-то время, но у нас было иначе. День в лагере проходит интенсивно: на смену отрядным мероприятиям, требующим подготовки, приходят общелагерные — на море сходить, в бассейн и так далее.
В течение дня дети просто не ориентируются, сколько сейчас времени. Поэтому приходится отвечать на вопрос: «А когда обед?» — по сто раз каждый день. К тому же в первые дни ближе к ночи детей часто «накрывает», и они хотят перекинуться с родителями хотя бы парой слов.
В моем младшем отряде была девочка, которая сразу попросила оставить часы, подчеркнув, что игр там у нее нет и что она просто хочет отправлять сообщения маме. Я подумал, что идея супер. Потом все равно пришлось забрать, так как ее соседкам было некомфортно, что у одной девочки постоянно есть связь с родителями, а у них нет. Я не видел, чтобы она тянулась к часам в течение дня, и всегда спрашивала разрешения, прежде чем написать маме. Конечно, не все дети настолько послушные, но, если относишься к ребенку уважительно и серьезно, договориться можно всегда.
Со смарт-часами случались разные истории. Была ситуация, когда ребенку в детском саду были необходимы смарт-часы, потому что воспитатель неадекватно себя вел. Но бывало и так, что, например, девочка со смарт-часами целый день названивала папе, потому что просто хотела поболтать.
В нашем спортивном клубе мы всегда используем смарт-часы. Дети бегают разные дистанции на скорость, измеряют показатели, сравнивают друг с другом, увеличивают темп. Часы в этом очень помогают — можно легко отслеживать свой прогресс. А еще у нас установлена специальная программа, которую все дети используют на занятиях. Это очень удобно.
Опасны ли гаджеты для детей?
Важно предоставлять детям и подросткам возможность пользоваться разными гаджетами. Но необходимо обращать внимание на то, как погружение в виртуальный мир влияет на ребенка. Если из-за игр, соцсетей или даже учебных материалов в сети страдают другие аспекты жизни, то это может быть поводом изменить способы взаимодействия детей с разными устройствами. Однако в этом вопросе нужно действовать мягко, чтобы не нарушить доверительные отношения внутри семьи. Вы можете вместе с ребенком вырабатывать схемы, которые гармонично впишутся в его жизнь.
Сегодня существует много приложений для отслеживания передвижений детей. Такие решения могут негативно повлиять на отношения с подростком, если он узнает о них не от близких. Будет лучше, если родитель откровенно поделится с ребенком своими опасениями по поводу безопасности и установит какой-нибудь комфортный формат отслеживания местоположения через гаджеты. Например, только вечером, только во время прогулок и так далее.
Если речь идет о детях младшего возраста — до 12 лет, им тоже важно знать, что вы отслеживаете их местоположение. Даже если они нигде не бывают без ведома взрослых. Просто объясните, почему вы решили следить за тем, где ребенок находится, научите его подавать сигнал тревоги через доступные гаджеты, расскажите о том, как это работает. Это только улучшит ваши отношения.
Реклама. Рекламодатель: ООО «МВМ»
2SDnjeipfxn
*Информация о товарах, размещенная на «Эльдоблоге», не является публичной офертой. Цена товаров приведена справочно. С актуальными ценами на товары в соответствующем регионе вы можете ознакомиться на сайте eldorado.ru