Ребенок не расстается с телефоном ― тревожная ситуация для многих родителей. Анастасия Екушевская, клинический психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, расскажет, как помочь ребенку наладить здоровые отношения с гаджетами.
Анастасия Екушевская
Клинический психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
Анастасия Екушевская
Клинический психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
Как понять, что у ребенка развивается зависимость?
В вопросе гаджетов полагаться на сознательность ребенка нельзя. Детям свойственна импульсивность. Зоны мозга, ответственные за волю и самоконтроль, полностью развиваются примерно к 17–20 годам. До этого момента ребенку крайне сложно отказаться от сиюминутного удовольствия ради будущего блага, тем более блага абстрактного. В этот период ответственность лежит на родителях ― им решать, когда и как долго ребенок будет играть со смартфоном.
Если ребенок проводит много времени перед экраном, это еще не значит, что у него развилась зависимость от гаджетов. В конце концов, мы не думаем, что наши дети зависимы от любимых игрушек вроде машинок или кукол. Ребенка может увлекать какая-то игра или просмотр мультиков. В моменты стресса ― например, если взрослые ссорятся ― некоторые дети буквально «прячутся» в смартфон. Он кажется им единственным тихим и безопасным местом. Все это нормальное поведение.
Насторожиться стоит, если ребенок:
- Потерял интерес ко всем остальным делам и игрушкам.
- Перестал общаться и играть со сверстниками.
- Начал испытывать регулярные проблемы со сном.
- Резко реагирует на просьбы выключить телефон ― кричит, плачет и скандалит.
- Без телефона становится хмурым и раздражительным, замыкается в себе.
- Стал хуже учиться.
- Не расстается со смартфоном нигде, даже на прогулке, семейном обеде или в туалете.
Ранее мы рассказывали:
Школьная пора: как выбрать бюджетный смартфон для школьника
Откуда берется зависимость от гаджетов?
«Запретить смартфон, и не будет никакой зависимости!» ― так рассуждают многие мамы и папы. Но это в корне неверный подход. Можно отобрать гаджет при первых признаках зависимости, но это не решит проблему. Через некоторое время у ребенка может развиться другая зависимость ― от алкоголя, никотина, психоактивных веществ или даже сладкого. Потому что склонность к аддикциям (зависимости от чего-то или от кого-то. — Прим. ред.) не берется из ниоткуда ― у нее есть конкретные психологические и физиологические причины.
С точки зрения физиологии зависимости вызывают два типа неполадок в работе мозга:
- Сбой в работе лимбической системы. Она ответственна за эмоции и общение. Дети, у которых лимбическая система дает сбой, с трудом находят общий язык с людьми, и им легче познавать мир через технологии. Такие дети часто становятся высококлассными IT-специалистами.
- Сбой в работе лобных долей. Эта часть мозга отвечает и за торможение эмоциональных импульсов, способность планировать и следовать правилам. Например, мы не будем есть весь торт целиком, зная, что, возможно, будет плохо, и не станем драться с начальником, который критикует нашу работу. Все это и есть работа лобных долей. Проблемы с ними приводят к тому, что ребенок не может составить план и следовать ему, он не способен сказать себе: «Я поиграю потом».
Оба варианта не патология, а персональные особенности. Их корректирует воспитание, режим или работа с психотерапевтом.
Но зависимость развивается и из-за внешних факторов:
- Родители сами зависимы от технологий. Дети копируют взрослых, и, если ребенок видит, что родители мало разговаривают и все свободное время проводят с телефоном в руке, он будет считать это единственно возможным поведением. В семьях, где мама и папа используют смартфон только для дела, дети менее склонны к зависимости от гаджетов. Взрослые своим примером показывают им, что планшеты и смартфоны ― это не так интересно, а кино, разговоры, прогулки, чтение, хобби намного увлекательнее.
- Гаджеты в семье полностью запрещены. Это другая крайность. Детей манит все запретное: закрытые двери, штуки, которые ни в коем случае нельзя трогать, темы, на которые в семье не говорят. Если запрещать детям прикасаться к смартфону, он станет притягательнее.
- Конфликты в семье. Если домашние постоянно ссорятся, ребенок будет искать спасения от стресса в гаджетах.
- Низкая самооценка. И игры, и социальные сети позволяют нам быстро и почти без труда получить похвалу, почувствовать себя молодцом. Лайки, комментарии, маленькие победы поднимают самооценку. И дети, которым не хватает признания в реальной жизни, быстро подсаживаются на такой простой источник одобрения.
Ранее мы рассказывали:
Не только книги и игрушки. Что подарить мальчику: 30 идей на любой бюджет и возраст
Как контролировать использование смартфона?
Дошкольникам можно проводить перед экраном смартфона не больше 1 часа в день, школьникам ― до 2 часов. Есть несколько лайфхаков, как это сделать.
Придумайте занятия, не связанные с гаджетами
Для многих детей планшет ― единственное лекарство от скуки, ведь там так много игр и мультиков. Задача мам и пап ― показать ребенку, что в реальном мире интересных занятий еще больше: гуляйте, ходите с детьми в походы, пробуйте вместе спортивные занятия и творческие хобби, экспериментируйте с пластилином и красками, играйте в настолки, читайте вслух.
Превратите интерес в хобби
Увлечение технологиями может стать основой будущей профессии. Покажите ребенку, что он может не только играть в игры, но и создавать их. Например, запишите его в детскую школу программирования Skysmart ― он научится с нуля разрабатывать игры, сайты и приложения, освоит язык программирования и основы дизайна. Так ребенок перестанет воспринимать смартфон как игрушку и увидит в нем рабочий инструмент. Такие занятия подойдут школьникам с 8 лет.
Создавайте собственные ритуалы
Чтобы ребенок легко расставался с гаджетом, он должен знать, что этот момент всегда сопровождается чем-то приятным. Иначе у него возникнет стойкая ассоциация «выключил смартфон ― на меня накричали». Придумайте веселые и приятные ритуалы ― например, с малышами можно делать танцевальную разминку после каждого мультика. Важно помнить, что такой подход не должен подразумевать прямого обмена «приятностей» на исполнение просьбы родителей, а создавать позитивные эмоции от правильного поведения.
Установите зоны, где гаджеты запрещены
Проще ограничить технологии в пространстве, чем во времени. Договоритесь, что существуют места и ситуации, где смартфоны запрещены: туалет и ванная, обеденный стол, улица, кровать, ресторан, классная комната, дом друзей. Но чтобы это сработало, взрослым тоже нужно придерживаться этих правил. Ребенок должен понимать, что и его действия, и действия родителей ведут к различным последствиям, и учиться тому, что за поступки нужно отвечать.
Хвалите ребенка
Кажется, этот совет никак не связан с гаджетозависимостью. Но на самом деле он имеет прямое отношение к этой проблеме. Ребенок постоянно должен чувствовать вкус успеха, иначе он будет искать одобрения в соцсетях, а маленьких побед ― в играх. Похвала ― это мгновенная доза дофамина, который называют «гормоном вознаграждения». Чем больше дофамина ребенок будет получать в реальной жизни, тем меньше он будет зависеть от лайков и пройденных уровней.
Ранее мы рассказывали:
Жизнь в розовом цвете. От куклы до умной колонки: 30 идей подарков на день рождения девочки
Хотите стать автором «Эльдоблога»? Тогда присылайте нам свои обзоры и видео техники и получайте до 1000 бонусов на новые покупки!
Надежда Болдова
Академический директор по дошкольному образованию онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
В каком возрасте и какие гаджеты давать ребенку? Есть ли полезные гаджеты для самых маленьких?
В современном мире сложно отрицать влияние гаджетов на развитие нового поколения. Многие психологи сходятся во мнении, что раньше 3 лет гаджеты давать не стоит, пока у ребенка не пройдены основные этапы физиологического и психологического развития. В это время у малыша формируется пространственное мышление, зрение, координация. Дать ребенку гаджет раньше времени — это отнять у него часть ресурса на развитие основных физиологических навыков, поэтому лучший гаджет до 3 лет — это игры во дворе и самостоятельные развлечения: очень важно, чтобы ребенок научился сам себя занимать.
После 3 лет можно потихоньку допускать гаджеты. Начинать с 10 минут в день на самые простые вещи. Важно, чтобы это был отдельный вид деятельности — не стоит совмещать его с едой или другими делами.
Пример задания: позвоните вместе бабушке и попросите ребенка что-то ей рассказать: так вы не просто покажете, что такое телефон, а что есть разговор и правила общения. Еще один вариант — умные колонки: взаимодействие с ними предполагает алгоритм запроса, и ребенок учится правильно формулировать предложения, чтобы его поняла техника. В возрасте 4–5 лет можно увеличивать время за гаджетом до 20–25 минут и уже смотреть в сторону образовательных приложений.
Важно помнить, что гаджеты не должны служить наказанием или поощрением, иначе это приведет к формированию привыкания или зависимости.
На смартфонах и планшетах, как правило, есть функция родительского контроля. Стоит ли ее применять?
Если ребенку не объяснили правила работы с планшетом или смартфоном, никакой родительский контроль на устройстве работать не будет. Тут важно самостоятельно проговорить с ребенком последствия долгого использования и сформировать у него чувство контроля. Чтобы помочь в этом, можно использовать таймер, который поможет с временными рамками.
Есть ли смысл в концентрации ребенка на типе контента, а не на проведенном за гаджетами времени? Например, вместо игр предлагать образовательные приложения.
Здесь спорный момент, так как в зависимости от возраста у детей совершенно разные потребности. Родители часто в погоне за хард-скиллами у малышей забывают про софт-скиллы, которые очень важно развивать. Например, просмотр мультика может способствовать развитию воображения, и можно обсудить мультик и развить с его помощью коммуникативные способности. Я за то, чтобы был баланс в развитии хард- и софт-скиллов и иногда даже больше софтов, потому что всем нужным хардам научат в школе, а детство не вернешь. Любые игры, будь то в гаджете или во дворе, можно обсуждать, анализировать и делать выводы вместе с ребенком.
Когда стоит заводить ребенку социальные сети?
Здесь точно не стоит торопиться, но и жесткий запрет накладывать не стоит. На мой взгляд, когда ребенок заинтересуется соцсетями, важно, чтобы именно родитель как друг объяснил, с чем можно столкнуться на этих площадках, какие правила там существуют, а также что важно иметь друзей не только на страничке, но и в жизни.