В России киберспорт уже 5 лет признан официальным видом спорта. Игроки зарабатывают десятки тысяч долларов в месяц, а за один турнир могут стать долларовыми миллионерами.
Мы поговорили с многократной чемпионкой России и Европы по Counter-Strike 1.6. Еленой Урусовой о том, как стать киберспортсменом, заработках и харассменте в этом виде спорта.
Елена Урусова — PR-специалист Acer, ведущая студии аналитики ruhub CS GO (играла за mousesports и Virtus.pro). Многократная чемпионка России и Европы в дисциплине Counter-Strike 1.6.
Как стать киберспортсменом в КС
Я начала играть в Counter-Strike с бета-версии в 99 году. Как обычно это бывает, просто играла с друзьями и участвовала в местных «дворовых турнирах». Так продолжалось пару лет, пока турниры по Counter-Strike не начали проходить на мировом уровне. Когда я осознала, что компьютерные игры могут стать чем-то вроде мировых турниров по футболу или хоккею, то захотела стать лучшей в этой игре не только среди друзей, но и среди всех игроков. Это был 2004 год.
Киберспортсменом может стать любой игрок старше 16 лет. Главное, чтобы он участвовал в турнирах и соревновался с другими спортсменами. Это и отличает простого игрока от киберспортсмена. Ему вовсе не обязательно постоянно выигрывать — здесь важнее участие. Однако не каждая игра считается киберспортивной дисциплиной. Чтобы считаться таковой, в игре должна быть competetive-составляющая, когда игрок состязается с другими.
О турнирах пишут на игровых сайтах, форумах и даже афишах в городе — они проходят практически каждую неделю. Нужно просто зарегистрироваться на сайте турнира— и вы в игре.
Кибеспортсмены тренируются также, как и другие спортсмены. Ты можешь играть самостоятельно, без помощи тренера. Учиться по YouTube, копировать стиль лучших игроков, анализировать свои игры, находить ошибки и тренироваться. Во всё это нужно инвестировать время. Но есть тренеры, которые подскажут ваши сильные и слабые стороны, поставят цели и ускорят работу.
Можно тренироваться по 8 часов в день, но роста не будет — всё время уйдёт просто на игровой процесс. Если правильно расставить приоритеты в игре и распределить их на тренировку стрельбы, раскидки, тактики, анализ ошибок и их отработку — тогда 4-5 часов в день достаточно.
У каждого игрока есть своя специализация. Например, в DOTA это мидер, саппорт, хардлайнер, керри. Их альтернативное название — танки, дэмэдж-дилеры, хилеры и опорники. Каждая роль требует особой подготовки.
О таланте
В киберспорте многое зависит от таланта. Иногда тот, кто играет всего полгода, выступает в разы лучше, чем более опытный спортсмен, который тренируется годами. А бывает так, что талантливый игрок ленив, а его путь к успеху — небыстрый. Но если игрок усердно тренируется, то тоже может преуспеть.
У киберспортсмена должны быть хорошая реакция, стратегическое и логическое мышление, стрессоустойчивость, быстрая обучаемость, работоспособность и лидерские качества. За талантами в киберспорте охотятся и тренеры, и менеджеры команд.
Сколько это стоит
Киберспорт — дорогое удовольствие. Для крутой игры нужен компьютер или ноутбук, оснащённый мощным железом и монитором с высокой герцовкой. Девайс должен подходить игроку по удобству, фишкам и эргономике. Например, мне нравится Predator Triton 300 SE. В нём установлен процессор Intel Core i5 или i7 последнего (11-го) поколения, видеокарта GeForce RTX 3060 и экран с частотой обновления 144 Гц — с такими характеристиками он потянет любые современные игры в разрешении Full HD.
Помимо игрового ПК нужны деньги на оплату интернета и компьютера в клубе, чтобы тренироваться офлайн. Если у киберспортсмена нет спонсора, то добавляются расходы на поездку на турниры (трансфер, проживание, питание). Это гораздо дороже, чем купить футбольный мяч.
Требования к мышкам, клавиатуре и коврикам зависят от предпочтений игрока. Например, есть коврики с ребристым покрытием. Они подходят для игроков, которым нужно постоянно контролировать игру. А вот коврики с гладким покрытием подходят для игроков, которые играют на высоких скоростях. Если говорить про мониторы, то здесь важна герцовка. Чем она выше — тем лучше для геймера. Например, в мониторе Predator — 240 Гц. Поэтому нет разрывов, артефактов и задержек изображения — в соревнованиях доля секунды играет ключевую роль.
Киберспортсменам платят спонсоры и клуб, за который они выступают. Клубы зачастую спонсируют инвесторы или венчурные фонды. Также есть призовые деньги на турнирах. Когда я играла, то суммы были скромные — не более 2000 долларов за турнир. Сегодня можно выиграть турнир и стать долларовым миллионером. Также киберспортсмены могут заключать контракты с рекламными брендами, как и футболисты. Ещё один способ заработка — стриминг.
Ведущие мировые киберспортивные игры в 2020 году по совокупному призовому фонду турниров, $ млн
Девушки в киберспорте
Среди киберспортсменов мало девушек — обычно им это неинтересно. В эпоху Twitch гейминг стал модным и прибыльным. Поэтому многие девушки рассматривают его как способ заработка. Но делают упор на хайповый контент. Когда девушка не преследует цель выиграть в команде, тогда к ней будут вопросы. И потом начинается история про гонения и харассмент, что и вовсе отбивает желание играть. Лично я никогда не сталкивалась с харассментом в киберспорте. А сегодня девушки жалуются на харассмент, хотя причина — лишь в безответственном отношении к игре. Если девушка действительно хочет стать киберспортсменкой и добиться результата, её никто и никогда не остановит. Никакой хейт, упрёки со стороны людей — неважно, какого они пола, — её не остановят. Но таких девушек мало и по жизни.
Поблажек в индустрии для девушек нет. Но есть мужские и женские турниры. При этом парни не могут принимать участие на женских турнирах, а вот девушки могут играть на мужских. Бывают и смешанные команды или турниры.
Среди девушек популярны более простые игры. Например, есть League of Legends и DOTA. Это, по сути, одинаковые игры, но DOTA считается сложнее по механике и комьюнити. Поэтому в League of Legends женщин больше.
Как устроены турниры
Есть три лиги в киберспорте: любительские, Non-Pro и Pro League. В России есть ещё и студенческие лиги среди ВУЗов, а в США — среди старших школ.
Соревнования в киберспорте — это, в первую очередь, шоу. Они делятся на быстрые турниры с онлайн- и офлайн-форматами и на лиги, которые могут идти месяцами (и тоже с онлайн- и офлайн-форматами). С онлайн-форматами всё просто: команды из дома, клуба или с буткемп-баз играют отборочные этапы. Потом они участвуют в офлайн-финалах, которые проходят в разных странах на больших стадионах со сценами, огромными экранами, шоу-программой и интерактивами для гостей.
Окончание карьеры
Киберспортсмены могут остаться работать в индустрии — тренерами, комментаторами или аналитиками. Например, я была ведущей киберспортивных новостей, вела студию аналитики на турнирах по CS:GO и комментировала игры по этой же игре. У меня было своё киберспортивное вечернее MEGaШОУ. Кто-то идёт в менеджмент команд, потому что у них есть опыт и понимание, как это работает. Другие создают свои киберспортивные клубы и холдинги, открывают бизнес, связанный с продукцией в киберспорте или его инфраструктурой. Мы с друзьями, например, создали образовательную платформу для геймеров l2p, которая помогает игрокам улучшать скиллы.