Подбор трюкового самоката — задача, которая все чаще встает перед родителями. В России стабильно открываются секции экстремального спорта для детей, будь то трюки на роликовых коньках или самокатах. Правильно выбрать трюковый самокат очень важно, ведь в противном случае пострадает не только самокат, но и его владелец. Хороший трюковый самокат позволит весело делать разные «хопы», «ноуз пивоты», «ноу футы» и другие стильные трюки, а также сохранит взрослым несколько очень важных нервных клеток.
Содержание
Отличие трюкового самоката от обычного
Какой лучше выбрать трюковый самокат? Не будем спешить, давайте сначала разберемся, а что из себя представляет трюковый самокат. Почему нельзя крутить крутые штуки для социальных сетей на обычном самокате?
Обычные самокаты, как правило, предназначены для езды на небольшие расстояния по ровным и асфальтированным дорогам. Их конструкция грубо описывается в стиле «палка, палка, огуречик», только вместо палок здесь дека и рулевая стойка, а вместо огуречиков — колеса. На обычном самокате приятно рассекать по набережной или по тротуару, проезжая путь от дома до, например, школы.
Трюковые самокаты назвали трюковыми не просто так. Они действительно предназначены для выполнения трюков и прыжков. У них более прочная конструкция, чем у обычных, сильные колеса и грипсы на руле для лучшего контроля. А еще у них более широкая площадка для ног (называется дека) и гибкая подвеска для амортизации ударов (во время трюков очень часто прыгают). Трюковые самокаты, особенно качественные, часто изготовлены из более прочных материалов, таких как алюминиевый сплав, карбоновые волокна или титан, — они выдерживают большие нагрузки.
Выбрать трюковый самокат — это значит обратить внимание на специальные компоненты, которые присутствуют в конструкции. Например, это стопорные колодки, которые позволяют лучше контролировать самокат во время трюков. Или колеса, которые могут быть разного размера, а также руль, что подходит для разного стиля катания и разных трюков.
Как выбрать хороший трюковой самокат исходя из бюджета
Трюковые самокаты бывают разные, и дело не только в цвете. Бренд, материалы, компоненты и даже дизайн — все это влияет на конечную стоимость трюкового самоката. Их стоимость варьируется примерно от 3 до 40 000 рублей. С чем связан такой разброс, давайте разберем на примерах отдельных ценовых категорий.
Бюджетные трюковые самокаты:
- Стоимость: от 3 до 10 000 рублей.
- Рама обычно выполнена из алюминия.
- Колеса меньшего диаметра (от 100 мм до 110 мм).
- Чаще всего имею алюминиевые деки, со средним размером 19 дюймов по длине и 4,5 дюйма по ширине.
- Компрессия может быть основана на резьбовом механизме или HIC (самые простые из пяти видов компрессионных систем).
- Один тормоз, на заднем колесе.
Среднебюджетные трюковые самокаты:
- Стоимость: от 10 до 20 000 рублей.
- Рама чаще всего выполнена из более прочных материалов, таких как алюминиевый сплав (например, AL6061, дисперсионно-твердеющий алюминиевый сплав, содержащий магний и кремний в качестве основных легирующих элементов). Он крепче обычного алюминия.
- Колеса среднего диаметра (от 110 мм до 120 мм).
- Дека обычно выполнена из прочного алюминиевого сплава, размер 20–22 дюйма по длине и 4,5–5 дюйма по ширине.
- Компрессия может быть выполнена в стиле SCS (самая дорогая и надежная система компрессии), ICS или HIC.
- Два тормоза, на заднем и переднем колесах.
Дорогие трюковые самокаты:
- Стоимость: 20 000 рублей и выше.
- Рама выполнена из высококачественных материалов, таких как карбоновое волокно, титан, алюминиевый сплав высокого качества.
- Колеса большего диаметра (от 120 мм до 125 мм).
- Дека может быть выполнена из карбонового волокна, размер 22 дюйма по длине и 5 дюймов по ширине.
- Компрессия может быть выполнена в стиле SCS или IHC.
- Два тормоза, на заднем и переднем колесах.
Но выбор трюкового самоката не ограничивается лишь определением бюджета, заложенного на его покупку. Важно рассмотреть, из чего вообще состоит трюковый самокат.
Важные составляющие трюкового самоката
Трюковые самокаты должны быть прочнее обычных — это нужно держать в голове, когда мы будем рассказывать о важных составляющих такого самоката. Эти средства должны выдерживать многочисленные прыжки, поездки по рамам и прочие «непотребности», которые недоступны обычным самокатам.
Рулевая стойка
У обычного самоката рулевая стойка состоит из руля и штока, который вставляется в нижнюю часть площадки для ног. В строении рулевой стойки часто используются подшипники — нужны для плавного вращения руля.
Рулевая стойка трюкового самоката также имеет руль и шток. Но при этом их составляющие чуть сложнее: есть дополнительные компоненты, которые улучшают прочность конструкции. Например, здесь рулевая стойка может иметь четыре втулки, которые соединяют шток и руль, а также шариковый подшипник, обеспечивающий полное вращение руля. Да-да, прям на 360 градусов, чтобы круто смотрелось на видео!
Дека
Дека обычного самоката обычно имеет прямоугольную форму и изготавливается из легких материалов, таких как алюминий (пластиковые деки редко бывают в трюковых самокатах). В прогулочных самокатах дека нужна, чтобы поставить на нее ноги при катании.
Конструкция деки трюкового самоката сложнее, а сама платформа изготавливается из более прочных материалов, таких как сталь или алюминий более высокой прочности, а также композитных материалов (например, карбонового волокна). Чаще всего дека имеет нестандартную форму, которая учитывает особенности выполнения различных трюков и прыжков. Например, деки могут быть выпуклыми или даже с какими-то углублениями. Все для того, чтобы трюкач устойчивее стоят на платформе или легко приземлялся на нее. Деки для трюкового самоката иногда длиннее и шире. Это важно, чтобы лучше контролировать самокат во время движения и трюков.
Также добавим, что деки для трюкового самоката могут иметь различные дополнительные компоненты. Например, фрезерованные края, графические изображения и нанесенные покрытия, которые повышают устойчивость и контроль, а заодно дают дополнительную защиту от износа.
Шкурка
Шкурка самоката — это специальное покрытие, которое наносится на верхнюю поверхность деки. Это увеличивает ее трение и позволяет надежнее стоять на деке.
Шкурка для трюкового самоката отличается от шкурки для обычного самоката. Обычно у нее более грубая текстура, ведь трюкачу важно иметь так называемую зацепляемость ног с декой во время выполнения прыжков. А вот у шкурки для обычного самоката более мягкая текстура — все для комфорта и плавности движения при катании на длинные расстояния.
Компрессия
Очень важный момент, который вы могли не разобрать выше, когда мы рассматривали трюковые самокаты в зависимости от их стоимости.
Компрессия самоката — это способ, с помощью которого рулевая стойка соединяется с декой самоката. Тяжелая компрессия необходима, чтобы обеспечить жесткую связь между рулевой стойкой и декой — это дает стабильность и контроль при катании на самокате.
Выделяют пять основных компрессионных систем. Вот они, как корейская группа BTS, слева направо:
- РезьбаСамая простая система, вилка держится за счет резьбы и гайки. Устанавливается на дешевые самокаты. Эксперты советуют не покупать трюковые самокаты с такой системой, а в противном случае возить с собой гаечный ключ, чтобы постоянно подкручивать резьбу. Хотя это тоже полезно — можно от хулиганов отбиваться.
- HICСчитается базовой системой. Компрессия здесь представляет собой якорь и болт, который установлен через проставку. Хомут зажимает руль, вилку и проставку.
- IHICЭто улучшенная система HIC. У нее уменьшенный диаметр вилки, полезно для активных трюков.
- ICSЯкорь установлен в руль, а компрессионный болт идет через вилку снизу вверх. Благодаря хомуту фиксируется положение руля на вилке, а также поддерживается компрессия.
- SCSПризнана профи «прыг-скоков» как самая надежная и тяжелая компрессия. Хомут одновременно держит вилку и руль. Компрессия зажимается специальным болтом и якорем, установленным в вилке.
В трюковых самокатах используются продвинутые методы компрессии, которые позволяют обеспечить более жесткую и надежную связь между рулевой стойкой и декой и обеспечить большую степень контроля и стабильности при катании. В обычных самокатах более простой способ компрессии — резьбовая.
Вилка
Читая описания компрессии, вы, наверное, подумали: «Да кто такая эта ваша вилка?» и «Где у самоката ложка?» Объясняем.
Вилка — важная часть конструкции самоката, она соединяет колеса с декой. В обычных самокатах она изготавливается из алюминиевого сплава или стали и имеет широкую и плоскую форму. Плюсы этого: хорошая прочность и устойчивость — идеально для ежедневного катания по ровным поверхностям.
В трюковых самокатах вилка отличается более продвинутой конструкцией. Чаще всего она уже, чтобы трюкачу было легче маневрировать. А еще в ней предусмотрены дополнительные поперечные балки и более жесткая шейка. Именно для обеспечения стойкости и прочности вилку устанавливают с компрессионными системами.
Рулевая колонка
Рулевая колонка соединяет рулевую стойку с декой. Она также позволяет рулевой стойке поворачиваться вокруг оси и управлять направлением движения самоката.
В обычных самокатах колонка состоит из стальной или алюминиевой трубы, в которой находятся шариковые подшипники — они нужны для плавного вращения рулевой стойки. А вот в трюковых самокатах рулевая колонка более прочная и надежная. Она изготавливается из крепких материалов, таких как хромированная сталь или титан. И снова вспоминаем про компрессионную систему — она необходима для усиления соединения рулевой колонки с декой.
Колеса
Разница в колесах между обычным и трюковым самокатом появляется из-за особенностей использования каждого из них. Колеса для обычных самокатов обычно изготавливаются из прочной резины — спасибо ей за хорошее сцепление с асфальтом и достаточно гладкую езду. У колеса для трюковых самокатов несколько иной дизайн. Для начала отметим, что бывают колеса разного диаметра — 100 до 120 мм. Колеса для трюковых самокатов также имеют более широкий профиль протектора для лучшего сцепления с поверхностью и мягкий каркас. А еще у них могут быть специальные колесные подшипники для увеличения скорости и производительности самоката.
Самое важное: все диски в колесах изготовлены из алюминия, но есть два вида колес — Full Core и Spoked. Full Core означает, что это колесо с цельным диском, а Spoked — что диск выполнен в виде спиц. Spoked считается самым легким и прочным видом.
Тормоз
В трюковых самокатах используются два вида тормозов: обычный или фендер. Первый — это небольшое крыло над колесом, которое может быть сделано из алюминия, стали или нейлона. Нажимаете ногой — происходит торможение.
Фендер же нельзя назвать тормозом в прямом смысле слова, это скорее защита от случайного торможения. Фендер, или футфендер, — это жесткий фиксатор, при нажатии на который не происходит торможения.
Почему это важно? Потому что трюкачи обычно вообще не тормозят. Тормоз в трюковом самокате нужен для выполнения, как это ни странно, трюков. Чем чаще вы прожимаете тормоз, тем сильнее стирается поверхность колеса.
Что важно учесть при выборе трюкового самоката
Стиль катания
Есть два стиля катания, или, как еще говорят профессионалы, езды райдера: стрит-райдинг и парковый. Вроде не совсем логично, ведь парк чаще всего располагается на улице, она же street по-английски. На самом деле парковое катание переносит нас на специальные площадки с построенными для трюков рампами и другими поверхностями. Они могут быть и в залах.
Вес самоката
Средний вес — около 4 кг. Если вы предпочитаете стрит-райдинг, то есть катание на улице, то лучше выбирать тяжелый самокат. Обычно чем больше вес, тем выше прочность комплектующих.
Диаметр колес
Диаметр колес влияет на скорость, стабильность и маневренность самоката. Так как стрит-райдеры чаще ездят туда-сюда в поисках крутых мест для трюков, а также выполняют свои трюкачества в неожиданных местах, то им нужны более широкие колеса, 115–125 мм. Для парка выбирают меньше, 100–110 мм.
Жесткость дисков
Полностью металлические колеса обычно более жесткие, но при этом тяжелые. Они выдерживают большие нагрузки и развивают высокую скорость, а заодно снижают вибрацию и шум при езде. Любите гонять? Выбирайте этот тип колес.
Колеса с алюминиевыми сердечниками и пластиковыми спицами менее жесткие, но на 30% легче — трюкачить на них удобнее. Колеса с пластиковыми спицами еще легче, но менее долговечны. Пытаетесь выбрать трюковой самокат для начинающих? Тогда вам нужны пластиковые спицы.
Ширина платформы для ног
На выбор ширины деки влияет размер обуви ездока, а также стиль катания.
Поставьте ступни диагонально на деку. Она считается подходящей для ездока, если помещаются обе ступни, а носок не съезжает или не свешивается, кому как удобнее, не более 5 см. Большей ноге и обуви — большая дека.
Также важно отметить, что в стрит-райдинге нужна широкая дека, чтобы делать скольжение. А в парковой езде — узкая дека для технически крутых трюков.
Формы руля
На рынке доступны три основные формы рулей для трюковых самокатов: T-образные, Y-образные и Bat-Wing.
- T-образные рулиОтличаются невысокой стоимостью, простотой и безопасностью, а также максимально легким весом детали благодаря отсутствию дополнительных элементов.
- Y-образные рулиБолее прогрессивные и выносливые благодаря подпоркам, которые расширяют область соприкосновения труб и равномерно распределяют нагрузку на сварку.
- Bat-WingСамая прочная конструкция руля. Они повторяют технологию, используемую в BMX, где основную нагрузку держат трубы, изогнутые в соответствии с предпочтениями производителя.
Выбор формы зависит от предпочтений райдера.
Высота руля
Чтобы подобрать трюковой самокат по росту райдера, нужно обратить внимание на высоту руля. Его стандартное положение — в районе талии или немного ниже. Ширина руля должна соответствовать ширине плеч райдера.
Также обратите внимание, что стрит-райдеры чаще выбирают высокие и широкие рули, в то время как для катания в парке выбирают рули уже и ниже.
Подведем итоги
Если вы или ваш ребенок только осваиваете трюковый самокат, то начинайте с бюджетных моделей в районе 7–10 тысяч рублей. Так вы будете уверены, что самокат по крайней мере не развалится после пары трюков, которые маловероятно что будут дикими и достойными олимпийских наград.
Со временем станет понятно, какой трюковый самокат нужен именно вам. Потяжелее или полегче, с одним типом руля или другим, с широкой декой или узкой.
Также не забывайте, что кататься на трюковом самокате нужно с защитой. Не стесняйтесь надевать шлем, ведь голова нужна не только для того, чтобы в нее есть.