8 мин. на чтение

Плати, чтобы победить. На что геймеры спускают миллионы?

Современным геймерам сложно угодить. Их раздражает немало вещей в играх: порой люди недовольны итоговой графикой, иногда — багами, которые разработчики не успели исправить. А еще всегда есть шанс, что игроков не устроит высокая цена нового релиза. Хотя бы для такой претензии есть решение: условно-бесплатные (или Free-to-Play) игры. Что это значит?

Суть условно-бесплатных игр

За условно-бесплатные игры не нужно платить: их можно скачать из интернета и установить на свой компьютер или мобильное устройство бесплатно. При этом не нужно искать промокоды, образы диска, лезть на торренты — разработчики дают доступ к своим творениям прямо на официальном сайте или в магазине приложений (Steam, EGS, App Store, Google Play и т. д.). Возникает логичный вопрос: а в чем же тогда выгода для игроделов?

В условно-бесплатных играх разработчики зарабатывают с помощью необязательных вложений самих геймеров (такие пожертвования еще называют микротранзакциями). Самое интересное, что в последнее время такой способ заработка не менее популярен, чем стандартная продажа игры за полную стоимость. Создатели игры могут устанавливать цену (не всегда оправданную) практически за любую «косметику» или действия игрока. Главное при этом — попытаться соблюсти баланс, иначе геймеры просто не будут связываться с проектом. Впрочем, это не всегда получается даже у опытных корпораций: вспомнить хотя бы свежую Diablo Immortal, о которой расскажем чуть ниже.

Как условно-бесплатные игры зарабатывают деньги

Условно-бесплатные игры, как мы уже выяснили, зарабатывают с помощью микротранзакций. Игрок прикрепляет свою банковскую карточку к приложению и делает покупки. Но что именно он покупает и что получает? Рассмотрим основные способы заработка разработчиков условно-бесплатных игр.

Боевой пропуск (Battle Pass)

Главный способ монетизации королевских битв, популярного жанра шутеров. Боевой пропуск представляет собой ленту наград, которые открываются по мере получения игрового опыта. Покупая пропуск, игрок открывает малую часть наград сразу; основные бонусы он приобретает по мере игры в течение сезона — так называется период между крупными обновлениями, которые получает королевская битва. В боевой пропуск чаще всего входят бонусы к получаемому опыту, косметические предметы (облики персонажей, оружия), предметы для улучшения профиля (новые таблички, эмодзи) и другие предметы.

Боевой пропуск в Aghanim’s Labyrinth: The Continuum Conundrum. Источник: Meta Cybersport

Лутбоксы

Скандальная система выдачи наград, которая является предметом обсуждения на уровне правительства разных стран. Например, в Бельгии и Нидерландах игры с лутбоксами официально запрещены к распространению: там считают, что такая игровая механика вознаграждения геймеров приводит к появлению игровой зависимости. Почему? Лутбкокс (от английского loot box) — это коробка с лутом, то есть игровыми предметами. Однако игрок чаще всего никогда не знает, что именно за предметы лежат в этой загадочной коробке. А шансы выпадения этих предметов у всех разные. Самые редкие могут выпадать с шансом ниже 0,1%! Поэтому игроки, гонясь за редкими предметами, покупают и покупают лутбоксы, что приводит к трате денег и появлению зависимости.

Лутбоксы в Overwatch. Источник: Blizzard

Игровая валюта

Самый простой, но эффективный способ монетизировать свою игру. В зависимости от проекта этой игровой валютой может быть что угодно: кристаллы, самоцветы, алмазы, золотые слитки, — в общем, все, что придет в голову разработчикам. Покупая пакет игровой валюты (например, 150 кристаллов за 1000 рублей), игрок сам может решать, на что тратить полученную валюту. Например, в стратегиях можно ускорить строительство зданий или наем новых боевых единиц (юнитов). В музыкальной игре на игровую валюту можно купить песню. В шутере — облик персонажа или самого персонажа.

Виды игровой валюты. Источник: Dawn of Titans

На что можно тратить деньги в условно-бесплатных играх?

В качестве примера давайте рассмотрим Fortnite. В этой условно-бесплатной королевской битве есть боевой пропуск. Он дает игроку доступ к различным фишкам: дополнительным скинам, эмоциям, загрузочным экранам и так далее. Изменения в основном косметические — донат точно не поможет выигрывать матчи в Fortnite, поскольку в этой ситуации главную роль играют умения геймера. С другой стороны, за десятки сыгранных матчей стандартные скины могут надоесть. Со временем в любом случае захочется разнообразить свой гардероб и прикупить, скажем, классный облик Дарта Вейдера или Индианы Джонса. На таких микротранзакциях разработчики Fortnite зарабатывают гигантские суммы. Благодаря геймерам Fortnite за два года получила более девяти миллиардов долларов, а Apex Legends (еще одна бесплатная королевская битва) принесла создателям более двух миллиардов долларов.

Источник: Epic Games Store

Чаще всего разработчики ограничиваются такой травоядной схемой монетизации, где пожертвования не влияют на геймплей и не дают преимуществ — они лишь украшают игру, делают ее приятнее. Но существуют и другие, более хищные схемы, их называют Pay-to-Win («плати для победы»). По названию понятно, что без щедрых донатов игроку сложно будет соревноваться с конкурентами, которые закупили себе более продвинутую экипировку и тем самым получили весомое преимущество. В свое время за это ругали World of Tanks, Star Conflict и другие проекты. Ниже расскажем об играх с самой агрессивной монетизацией.

Diablo Immortal из-за навязчивых донатов получила самую низкую оценку от геймеров в истории

Самая свежая игра в этой подборке. Новая Diablo не успела выйти, как уже наделала много шума из-за политики разработчиков по отношению к монетизации. Саму игру приняли хорошо, но вот из-за слишком навязчивого доната проект получил самую низкую пользовательскую оценку в истории видеоигр на сайте Metacritic. У игры всего 0,3 балла из 10.

Источник: Blizzard Entertainment

Зачем вообще донатить в Diablo Immortal? Чтобы получить усиления для героя, которые помогут проходить более сложные локации на высоких уровнях. Все дело в том, что игра может просто не пустить вас дальше из-за слишком низкого уровня — здесь и начинается агрессивная монетизация. Блогеры подсчитали, что за максимальную прокачку героя придется отдать около 110 тысяч долларов, и эта сумма не финальная. Причем даже большие донаты не гарантируют успеха: один стример потратил почти 4,5 тысячи долларов в надежде выбить нужную вещь, но ничего не вышло. В итоге ему пришлось вложить еще 12 тысяч долларов, чтобы получить заветный самоцвет.

Собирается ли Blizzard с этим что-то делать, неизвестно. Ведь, несмотря на крайне негативные отзывы, за первые две недели после выхода Diablo Immortal заработала более 24 миллионов долларов. И цифра продолжает расти.

Одна из самых популярных мобильных бесплатных игр Clash of Clans тоже страдает от монетизации

Вы наверняка слышали про условно-бесплатную Clash of Clans, ведь у игры десятки миллионов установок по всему миру. Основные цели геймеров — развивать свою деревню, воевать с другими игроками и продвигаться в рейтинговой таблице. Постройка улучшенных зданий и наем войск занимает время, иногда на это нужно потратить несколько дней. За это время на вашу деревню могут напасть другие игроки. В итоге придется включить режим активной обороны и спасать свое поселение.

Источник: PlayGround

Ускорять наем войск и постройку сооружений можно за драгоценные камни. В начале игры у вас их будет предостаточно, но со временем они кончатся. Купить камни можно за настоящие деньги прямо из самой игры. Известный фанат Clash of Clans Хорхе Яо все же попал в таблицу лидеров, однако потратил при этом три тысячи долларов. Иными словами, здесь работает система Pay-to-Win, которая и портит у некоторых геймеров впечатление от условно-бесплатных игр. В отличие от той же Fortnite, донат в Clash of Clans действительно может дать вам преимущество перед другими геймерами.

Из-за политики авторов World of Warships по отношению к монетизации игру покинули самые ярые фанаты

World of Warships тоже распространяется условно-бесплатно. У игры за долгие годы набралась большая и верная аудитория, но даже преданные фанаты покинули проект из-за агрессивной монетизации. Чем она вызвана? Первая волна негатива началась в 2021 году, когда разработчики решили вернуть корабль «Миссури», который раньше мог получить каждый (за реальные деньги или долгим «гриндом» внутриигровой валюты). Кроме того, судно они добавили только в лутбоксы.

Таким образом создатели игры полностью уничтожили доверие своей аудитории. Правда, после волны негатива авторы пообещали исправить ситуацию и добавить альтернативный способ получения корабля «Миссури». В любом случае главной претензией геймеров осталось яростное продвижение лутбоксов.

Источник: Epic Games Store

Genshin Impact критикуют за систему, похожую на настоящее казино

В популярной игре Genshin Impact есть внутриигровая валюта, камни истока (примогемы). За нее можно получить редких персонажей, оружие и многое другое. Заработать камни не составит труда и без доната, но с вложением денег это можно сделать быстрее. Многие критикуют разработчиков проекта за то, что они развили из игры полноценное казино. Как это работает?

В игре есть так называемые молитвы, которые случайным образом дают вам игровые предметы. Играть в Genshin Impact можно и без вложений, но со временем вам наверняка захочется получить нового героя или мощное оружие. Уставшие от донатов геймеры даже говорят, что все в игре построено на том, чтобы игрок покупал камни истока и постоянно пытался выбить что-то стоящее за реальные деньги.

При всем этом о Genshin Impact в основном говорят в положительном ключе. Игра затягивает геймплеем, а еще у нее интересные задания и проработанные персонажи. Особенно игра понравится поклонникам аниме.

Источник: Epic Games Store

Итог

Вероятно, условно-бесплатная модель просуществует очень долгое время. Для разработчиков этот способ заработка зачастую выгоднее, чем создание платной игры. Главное для геймеров — чтобы внутриигровые покупки никак не влияли на сам геймплей, то есть не давали преимуществ одним игрокам перед другими. На сегодняшний день самыми большими условно-бесплатными играми можно назвать Fortnite, Apex Legends, PUBG: Battlegrounds и World of Tanks, а среди мобильных игр явно лидируют PUBG: Mobile, Honor of Kings и Genshin Impact. Ежегодно они приносят создателям от 1,3 до 2 миллиардов долларов.

Хотите стать автором «Эльдоблога»? Тогда присылайте нам свои обзоры и видео техники и получайте до 1000 бонусов на новые покупки!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев

Вам также понравятся