8 мин. на чтение

Срок службы и гарантия: как помогают покупателям. Отвечает юрист

Купили новый компьютер, а он «умер» через месяц. Вы в панике: что делать? Куда идти? Начинаете разбираться, а в интернете ничего дельного — только и пишут про сроки службы, гарантию и сто разных дат возврата. Чтобы разобраться, мы пришли к юристу группы «М.Видео-Эльдорадо» Олегу Тимофееву и задали много вопросов. Читайте в статье, какие тайны раскрыл эксперт.

Олег Тимофеев
Юрист группы «М.Видео-Эльдорадо»

Содержание

Что такое гарантия и срок службы и почему их часто путают

Начнем с определений.

Срок службы — период, когда товар должен исправно работать, а в случае существенных недостатков (например, когда после ремонта в бак стиральной машины опять перестала поступать вода) изготовитель несет ответственность: меняет деталь, возвращает деньги или обменивает прибор на аналогичный.

Гарантийный срок — период, когда покупатель может заменить товар на аналогичный, починить за счет продавца или вернуть деньги за сломанный товар.

Определения в целом одинаковые, неудивительно, что все путают их. Но сейчас распутаем этот клубок.

Обратимся к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей»:

Срок службы

Изготовитель обязан устанавливать срок службы на все товары длительного пользования: от техники до комплектующих изделий (детали, узлы, провода).

Если срок службы не указан, производитель будет отвечать за товар 10 лет.

Гарантийный срок

Изготовитель не обязан устанавливать срок гарантии, но вместо него это может сделать продавец.

Если гарантийного срока на товар нет, покупатель может обратиться с требованиями по качеству товара к продавцу в первые 2 года после покупки.

Подытожим: главное отличие — это установка сроков.

Что нужно знать покупателю о гарантийном сроке до, во время и после покупки товара

Возврат технически сложных товаров

Технически сложные товары — это сотовые телефоны, компьютеры, ноутбуки, спутниковое телевидение, телевизоры, проекторы, кофемашины и другие приборы, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

В первые 15 дней после покупки сложные приборы можно отдать в магазин и сразу получить возврат денег, заменить на такие же или отремонтировать. Если обнаружили дефект на 16-й день, то остается один вариант — сначала починить за счет магазина или производителя.

Ремонт технически сложных товаров проводится до 45 дней в магазине. Но можно обратиться самостоятельно в сервисный центр — починят быстрее, потому что не будет пересылки устройства.

Возврат простых товаров

Товары, которые не входят в список технически сложных, можно обменять, вернуть или отдать в ремонт в течение всего гарантийного срока.

Гарантия на год и 12 месяцев сверху

Обычно гарантии даются на год, но человек вправе обратиться к продавцу в течение двух лет с момента покупки, если товар сломался (пункт 5 статья 19 Закона «О защите прав потребителя»).

Возврат или ремонт без гарантии

Когда гарантийный срок на товар не установлен, то по статье 19.5 Закона «О защите прав потребителя» покупатель в первые 2 года после покупки может бесплатно обменять товар, устранить недостатки или вернуть средства. Но только в случае, если докажет, что в устройстве производственный дефект — например, когда у дорогостоящего холодильника сломался компрессор, который стоит почти как сам прибор.

Доказать производственный дефект клиент может двумя путями: отдать товар на независимую экспертизу самостоятельно или принести устройство в магазин на проверку.

Юридические сложности в отношении гарантии и срока служба и как их решать

Иногда кажется, что сломанный холодильник — это конец и выход только один: купить новый и смириться с повторными тратами. Так ли это на самом деле, рассказал эксперт.

Возврат товара в срок до 14 дней

14 дней — срок, в течение которого можно вернуть или обменять товар надлежащего качества. Для этого должны быть сохранены товарный вид, пломбы, фабричные ярлыки и товарный или кассовый чек. Если последнего нет, то достаточно приложить транзакцию из приложения банка либо кредитный договор. Дата отсчитывается со следующего дня после покупки (статья 25 Закона «О защите прав потребителей»).

Ремонт дольше 45 дней

Если товар (простой или сложный) ремонтируют больше 45 дней, то с 46-го дня покупатель может потребовать деньги обратно или замену на аналогичное устройство.

Когда точно такого же прибора нет, магазин или производитель предлагает похожий товар с доплатой или возвратом разницы от стоимости сломанной техники (статья 24 Закона «О защите прав потребителей»).

Поломка в течение срока службы

Когда товар ломается после двух лет эксплуатации, можно обратиться напрямую к изготовителю. Изготовитель должен починить товар за 20 календарных дней (статья 19 Закона «О защите прав потребителя»). При этом сам покупатель доказывает, что в товаре имеется производственный брак. Если за 20 календарных дней с момента регистрации заявки поломку не устранят, покупатель имеет право обменять или вернуть товар (пункт 3 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Возмещение трат магазину

Когда дело дошло до суда, нужно быть готовым ко всему. Например, покупатель хотел вернуть товар, а магазин согласен только на ремонт. Тогда клиент может обратиться в суд. Но если судебная экспертиза подтвердит, что дефект устраним, придется платить компании за проведение диагностики и дополнительные траты (Гражданский Процессуальный Кодекс РФ Статья 98). Но в случае, если выиграет покупатель, магазин или производитель примет все требования.

Что в итоге

Вернуть, поменять или починить товар оказывается проще, чем мы думали. Главное — помнить все нюансы срока службы и гарантии, тогда проблем не будет. А если ситуация сложная, придите в магазин — специалисты помогут разобраться в законах.

Реклама. Рекламодатель: ООО «МВМ»
2SDnjbtHKRU

Любите делиться своим мнением о технике? Тогда напишите обзор товара в «Эльдоблоге» — и получите до 1000 бонусов на новые покупки!

Комментарии

К данной публикации еще нет комментариев