За последнее десятилетие камеры в телефонах достигли такого уровня, что по качеству снимаемых фото и видео могут конкурировать с зеркальными фотоаппаратами и профессиональными кинокамерами. Но так было не всегда: чуть больше 20 лет назад возможности камер в телефонах были куда скромнее и даже документы на них сфотографировать было проблематично. Мы вспомнили историю развития камер в телефонах и попробовали угадать, куда они пойдут дальше.
Содержание
Первые камеры в телефонах
О том, кто первым придумал вставить камеру в сотовый телефон, споры идут до сих пор. В большинстве случаев речь идет о модели Kyocera VP-210, у которой была исключительно фронтальная камера с разрешением 0,1 Мп. Телефон предлагал не только принимать аудиосигнал, но еще и посылать видео, что должно было применяться в видеоконференциях. На рынок смартфон попал в июле 1999 года.
Правда, возможности устройства были крайне скромными: видео работало с фреймрейтом в два кадра в секунду, из-за чего должно было выглядеть ужасно тормозящим и скорее напоминало слайд-шоу. Также на камеру можно было сделать и несколько снимков, однако смартфон мог хранить лишь 20 фотографий и не было никакой возможности расширить память.
Помимо Kyocera, о своем первенстве заявляет Samsung: корпорация уверяет, что первой выпустила телефон с камерой в 2000 году. Речь идет о модели Samsung SCH-V200, сенсор которой уже имел разрешение в 0,35 Мп. Также на борту был целый 1 Мп памяти, который позволял сохранить до 20 фотографий в разрешении 640 × 480 или 26 фото уменьшенного размера.
Особенность устройства была в поворотном механизме, который позволял направить камеру в ту сторону, которая нужна пользователю. Таким образом, одна камера выполняла функции и задней, и фронтальной, но толку от этого было мало: SCH-V200 не умел ни участвовать в видеоконференциях, ни отсылать фотографии по электронной почте. Получить их можно было, лишь подключив телефон к компьютеру по проводу.
Затем разрешение выросло до 0,3 Мп — этот формат можно встретить и сейчас, особенно в недорогих веб-камерах. Фактически это значит, что камера может обеспечить разрешение 640 × 480 пикселей. Такие сенсоры можно было встретить, например, в популярных моделях вроде Siemens C65 или Nokia 6230, фото с которой представлены в этом материале. Да и сейчас есть аппараты с такими объективами — например, достаточно популярная кнопочная Nokia 150.
Отдельный разговор — внешние камеры, которые выпускались для разных устройств. Например, у той же Siemens была модель C60, без встроенной камеры. Однако к телефону можно было докупить блок QuickPic, который имел не только камеру на 0,3 Мп, но и отдельную вспышку. Нечто подобное компания Sony выпускала и для своей портативной игровой приставки PSP — полноценные камеры появились только в ее последовательнице PS Vita.
Активное внедрение камер в телефоны. Бенефис Sony Ericsson и Nokia
Ближе к середине двухтысячных уже трудно было найти аппарат, в который бы производители не встроили камеру хотя бы на 0,3 Мп. Такие популярные модели, как Sony Ericsson K700, Siemens CX-65, Motorola Razr V3, позволяли делать хоть сколько-то сносные фото, но назвать их качественными было нельзя даже тогда.
Появился и промежуточный формат в 1,3 Мп. Среди популярных моделей с таким объективом была и Nokia 6230i и ее аналоги. В основном такие аппараты выдавали фото в разрешении 1280 × 1024 пикселя, но встречались и необычные варианты вроде 1280 × 960 и так далее.
Если разрешение фото уже превышало стандарт HD и было хоть для чего-то пригодно, то вот с видео все было плохо. Телефоны могли снимать ролики в разрешениях вроде 176 × 144 или даже 320 × 240, но с малым количеством кадров, из-за чего смотреть получившийся контент было неприятно. Также из-за маленьких объективов страдали цветопередача и светочувствительность — фотографии были блеклыми, мутными и с засветами.
Первые камерофоны
Ситуация стала сильно лучше в 2005 году, когда вышел Sony Ericsson K750i — вполне возможно, первый камерофон в истории. Устройство действительно имело лучшую на тот момент камеру среди телефонов, и одной из главных ее особенностей был сенсор на 2 Мп. Он позволял делать снимки во впечатляющем разрешении 1632 × 1224 пикселя.
Также телефон получил и другие важные особенности вроде автофокуса и качественной вспышки, благодаря чему можно было делать действительно неплохие фотографии. Также была и специальная крышка, прикрывающая камеру во время повседневного использования.
Следующим прорывом стали камеры на 5 Мп — одной из первых они появились в Nokia N93. В 2006 году финская компания не побоялась поэкспериментировать с форматом и действительно представила один из первых гибридов фотокамеры и телефона. Благодаря подвижной верхней части аппарат можно было сложить под удобным углом и использовать экран в качестве видоискателя.
Телефон выделялся не только дизайном. Помимо высокого разрешения, камера также имела трехкратный оптический зум и могла записывать неплохие видео в 480p со «взрослыми» (встречающимися и у фотокамер) кодеками H.263 и H.264. Уже тогда Nokia стала ставить в свои телефоны оптику от Carl Zeiss — немецкой компании, поставляющей стекла для производителей профессиональных фотокамер и других приборов.
В 2007 году вышел iPhone, но камера в нем была весьма скромная — всего на 2 Мп и без возможности записывать видео. Аппарат удивлял скорее своим удобным и гибким программным обеспечением, чем камерой.
А вот на рынке Android и Symbian-смартфонов появлялись все более необычные устройства. В 2008 году вышел на свет LG KC910 с камерой на 8 Мп — она позволяла делать снимки с разрешением до 3264 × 2448 пикселей. А уже в 2009-м Samsung анонсировала PIXON12 — телефон действительно напоминал смесь популярных тогда «мыльниц» со смартфоном, а его 12-мегапиксельный сенсор позволял потягаться с ними на равных.
В дальнейшем у Samsung была целая отдельная линейка Zoom S, представлявшая собой варианты флагманских моделей компании, совмещенных с настоящим фотоаппаратом. Всего вышло две модели — Zoom S4 и Zoom S5, на которых серия и закончилась.
Революция с iPhone
Впрочем, в какой-то момент стандартом мобильной фотографии стал именно iPhone от Apple. В 2011 году iPhone 4 признали популярнейшим устройством на фотохостинге Flickr, что позволило калифорнийской компании объявить его «самой популярной камерой в мире». При этом у iPhone 4 камера была всего на 5 Мп.
Следующим прорывом стал iPhone 5s, представленный и выпущенный в 2013 году. Особенностями камеры стали функция auto-HDR и возможность снимать видео с частотой 120 кадров в секунду. Первая программным методом расширяла доступный цветовой диапазон, а вторая делала видео сверхплавным и позволяла снимать ролики с замедленным движением.
Не менее знаковыми стали и модели iPhone 7 и 7 Plus, представленные в 2017 году, — в них разрешение камеры выросло до 12 Мп, каковым остается до сих пор в большинстве версий. Исключениями на данный момент являются только iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max с более продвинутыми системами.
Также здесь впервые дебютировал вариант с двумя камерами: в модели iPhone 7 Plus впервые появился второй объектив, обеспечивающий двукратный оптический, а не цифровой зум. Таким образом, пользователь получал возможность увеличить изображение в два раза, при этом ничего не потеряв в качестве, насыщенности и цветопередачи картинки.
Плохому фотографу нейросети помогают
Успех Apple в области мобильной фотографии достигался не только благодаря улучшению самих камер, но и с помощью непрестанной работы над программным обеспечением. Помимо подросшего разрешения и второй камеры, еще одной важнейшей новинкой стал портретный режим. Тогда он был доступен лишь на модели iPhone 7 Plus и работал благодаря наличию двух камер — это позволяло определить глубину сцены, а затем программным методом размыть фон, достигая художественного эффекта. Но это работало лишь с фото, а в современных моделях iPhone можно снимать уже и видео в портретном режиме, имитируя размытие как на дорогих кинокамерах.
Сейчас без участия алгоритмов не обходится вообще ни одно создание фото ни на одном телефоне. Нейросети и другие технологии правят резкость, контрастность, четкость и цвета изображению за считанные секунды после того, как пользователь решил сделать снимок.
У разных компаний это работает по-разному: профессиональные фотографы предпочитают iPhone, поскольку влияние на цветовую палитру итогового результата там минимально — снимки получаются максимально естественными. Благодаря этому фотографии легче поддаются дальнейшей обработке. Кто-то, напротив, предпочитает смартфоны от Samsung, поскольку там сразу получается яркое, сочное и насыщенное изображение, которое не требует особой обработки.
Эта тенденция даже получила отдельное название — «вычислительная фотография». Сейчас для создания снимков используется множество технологий, которые недоступны как на слабых устройствах вроде первых камерофонов, так и при съемке на пленку. Например, широко применяется склейка нескольких снимков в один, искусственное расширение цветового диапазона, измерение глубины сцены для создания фона и отделения объектов и так далее.
Интерес мэтров фототехники к телефонам
Разумеется, с возросшими возможностями телефонов интерес к сфере проявили и профессионалы. Если в середине двухтысячных возможностей камерофонов для них было недостаточно, то iPhone 5s, 7 и тем более следующие за ними модели предлагают более чем высокий уровень съемки.
Теперь встретить сделанные на iPhone снимки в рамках премий лучших фотографий года и других престижных премий несложно. Да чего там, ежегодно проводится и премия iPhone Photography Awards, выбирающая лучшие снимки, сделанные на «яблочный смартфон».
Не обходят стороной телефоны и настоящие профессионалы, снимающие кино. Так, еще в 2017 году режиссер Зак Снайдер («Хранители», «300 спартанцев», «Бэтмен против Супермена») выпустил свою короткометражку Snow Steam Iron, снятую как раз на iPhone 7.
А еще в 2015 году режиссер Спайк Джонс снял клип на песню «Only One» — совместную работу рэпера Канье Уэста и Пола Маккартни. При этом, в отличие от работы Зака Снайдера, это видео снято вообще без каких-либо дополнительных приспособлений.
Камеры раньше и сейчас
Мы решили провести любопытный эксперимент — сравнить качество фото, сделанных на три разных устройства: профессиональный зеркальный фотоаппарат Canon 550D, более-менее современный iPhone 12 и старенькую Nokia 6230.
Почему именно их? На снимках «Нокии» и айфона можно проследить, как сильно шагнули вперед камеры в смартфонах за последние 10–15 лет. А разница в качестве между iPhone и Canon наглядно показывает, что мобильным девайсам еще есть куда расти. Примеры фото — ниже.
Пейзаж за окном
Цветы
Съемка против солнца
Макросъемка
К чему идем: больше камер — лучше съемка?
Но на этом развитие камер в телефонах явно не остановится. Уже сейчас наличие нескольких объективов и нейросетевая обработка стали стандартом для устройств даже среднего ценового сегмента, а флагманы соревнуются между собой в необычности объективов.
Гонка за количеством объективов как будто перешла в другую плоскость: если в 2019 году Nokia представила модель Nokia 9 PureView с пятью камерами, то сейчас нечасто встречаются телефоны с более чем тремя объективами.
Производители ставят сенсоры для разных задач: кому-то нужен объектив с оптическим зумом, кто-то использует алгоритмы, для которых нужно считывать УФ-излучение, а большинство аппаратов склеивают изображение сразу с нескольких объективов для создания лучшей картинки.
В дальнейшем эти тенденции никуда не денутся, но с развитием нейросетей появится все больше возможностей — уже сейчас они способны дорисовывать изображения и убирать с них дефекты. Именно такие возможности показывал Google на презентации своего Bard весной этого года. Скорее всего, в ближайшее время развитие камер в смартфонах будет связано именно с этой технологией. А что будет дальше, предсказать невозможно. Будем ждать очередную революцию в мобильной фотографии!