Совсем скоро в школах России появится новая дисциплина — семьеведение. 2024 — Год семьи, поэтому главная государственная тема года не обошла стороной и сферу образования. Уроки будут отличаться от того, к чему привыкли школьники. Узнайте, к чему готовиться, что будут изучать на семьеведении и когда школьникам начнут рассказывать о семье по-новому.
Содержание
Что такое семьеведение?
Семьеведение — новая дисциплина, которая подготавливает школьников к созданию семьи, учит уважительному отношению к родственникам, формирует у подростков традиционные семейные ценности. Разговоры о внедрении новой программы в школы ведутся давно. Инициатива разработана в рамках реализации президентского указа о Годе семьи.
Разработчики программы поставили цель: сформировать у школьников ценностное отношение к семье и браку. Для этого подростков будут учить российским духовно-нравственным семейным ценностям, обучать основам института семьи и брака. Особое внимание уделяется здоровому образу жизни как основе благополучия семьи.
Дисциплины не будет в списке основных предметов, она считается факультативом. Поэтому есть два варианта, когда проводить часы семьеведения в школе: либо во внеурочное время, либо делать ее частью «Разговоров о важном». Создатели проекта видят уроки искренним диалогом между преподавателем и аудиторией. Оценок ставить не будут, контрольных работ и ЕГЭ по семьеведению тоже ждать не стоит.
О том, что такое семьеведение и в чем разница между уроком и факультативом, рассказал Смирнов Михаил Александрович, председатель Правления АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения», член-эксперт Рабочей группы Госдумы по семьеведению, организатор сообщества по семьеведению во «Вконтакте»:
Семьеведение в школе — это не предмет, и в программе курса «Семьеведение» нет уроков. В урочной форме происходит изучение школьниками обязательных учебных предметов, таких как история, математика и прочие. Урочная форма строго регламентирована.
В основной образовательной программе предусмотрена возможность до 40 часов в месяц (10 часов в неделю) в каждом классе отводить так называемой внеурочной деятельности. Школы вправе сами решать, сколько часов из отведенного лимита на внеурочку они реально будут использовать и в каких классах. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе, то есть ученик и его родители сами выбирают курс из предложенного школой списка, и создаются группы, иногда даже разновозрастные, для освоения выбранного курса.
Форматы построения и проведения внеурочного занятия очень разнообразны. Их выбор зависит от педагогических задач, которые ставит перед собой учитель в рамках занятия, а также от вкусов и мастерства самого учителя. Но важно, что каждое занятие — это не урок!
Что будут изучать на новом уроке?
В школах еще нет программы дисциплины. Содержанием программы для 5–9-х классов охотно делится разработчица проекта — Ирина Владимировна Ускова, кандидат педагогических наук, заместитель директора «Института стратегии развития образования». На новом уроке будут изучать функции семьи, ее значение для общества и человека.
Учебную программу поделили на пять блоков, в которых рассматривают семью с разных сторон:
- Первый блок — «Человек, семья и общество». Ученики узнают, зачем создавать семью, как она создается и в чем ее важность для каждого.
- Второй блок — «Мои родственники, похожие и разные». В нем планируется обсуждение истории семьи, важности общения с родственниками.
- В третьем блоке — «О семейном уюте и не только» — планируется рассказывать школьникам, как эффективно вести совместный быт.
- В блоке «Важней всего погода в доме» подросткам объяснят, как сохранять благоприятный семейный микроклимат.
- Пятый тематический блок курса — «Современная семья и ее право». В нем будет уделяться внимание законам, влияющим на российские семьи.
Программа семьеведения будет идти 34 часа. Школы смогут выбирать, как организовать учебный процесс. Уроки можно будет проводить раз в неделю, тогда школьники пройдут все темы за учебный год. Допустимо уделять внимание предмету семьеведение раз в две недели — дисциплину изучат за два года. Есть и третий вариант, рассчитанный на пять лет, но тогда программа будет изучаться блоками по 7–9 уроков. Ирина Ускова считает, что предпочтительнее изучать семьеведение в школе либо один раз в неделю, либо раз в две недели.
Разработкой программы для старших классов и студентов училищ занимается Институт изучения детства, семьи и воспитания. Их проект схож с программой «Института стратегии развития образования». Дисциплину поделили на четыре модуля:
- В первом модуле — «Ценности и традиции семьи» — будут обсуждаться духовно-нравственные основы семьи и культурные традиции России.
- Следующий модуль — «Отношения в семье». Обсудят отношения до брака, основы семейных отношений, как молодой семье начать семейную жизнь. Внимание подростков обратят и на то, как преодолевать семейные кризисы и конфликты.
- В модуле «Благополучие и здоровье семьи» предлагают провести урок на тему «Здоровая семья — благополучная семья».
- Заключающий четвертый модуль — «Сопровождение и поддержка семьи» — открывает двери для обсуждения ресурсов семьи и быта.
Программы семьеведения — и действующие, и новые — ориентированы не столько на то, чтобы учить, сколько на то, чтобы общаться — ученикам с педагогом и родителями, ученикам между собой, предметно и содержательно обсуждая какие-то темы. А тема в общем и целом одна: «Что значит быть семьянином?» Разные программы для разных уровней образования раскрывают ее по-разному. А для старшеклассников к ней добавляется еще одна: «Как сохранить свою семейность в будущем? Как к этому идти, что нужно и не нужно делать, чтобы сложилась собственная семья?»
Семьеведение — это программы, реализуемые не просто с нравственно-воспитательными, но и с демографическими целями. По их итогам нравственный сдвиг в самосознании обучающихся нужен, чтобы повысить возможность демографического сдвига в регионе, в стране. То есть в курсе семьеведения говорим с обучающимися о ценностях и нравственных основах семейной жизни, а перед глазами — цель в виде нравственно и демографически стабильного общества.
Семьеведение может быть своеобразным факультативом по обществознанию?
У некоторых родителей и детей может возникнуть вопрос: «А зачем нужен дополнительный курс, если вопросы семьи можно обсудить в рамках урока обществознания?» Мы спросили об этом у Михаила Александровича.
Оба института-разработчика заявили, что внеурочный курс «Семьеведение» не будет дублировать курс обязательного учебного предмета «Обществознание» по тематике семьи ни в одном классе, хотя будет пересекаться с ним по ряду тем, например семейному праву. И нужно отметить главное различие между этими курсами: курс обществознания имеет информационный характер, а курс по семьеведению еще и ценностный. Кроме того, нужно учесть, что по решению Минпросвещения с сентября 2025 года будет введен новый курс обществознания для 9–11-х классов. Тема семьи там сохранится, но в каком виде — пока неизвестно.
Михаил Александрович также отмечает, что обе программы — не четкие правила проведения занятий, а ориентир для педагогов. Формы и темы факультативов могут меняться в зависимости от условий образовательной среды и желания каждой школы.
Какое образование должно быть у семьеведа?
А этот вопрос больше беспокоит педагогов и администрацию школы: «Кто конкретно сможет вести курсы по семьеведению?»
Преподавать курс внеурочной деятельности «Семьеведение» для 5–9-х и 10–11-х классов может любой учитель-предметник, имеющий профессиональную квалификацию педагога, или школьный психолог.
В отдельных регионах страны такой курс ведут учителя истории, обществознания, литературы, биологии. Очень важны личностные качества педагога. Он должен быть неравнодушен, личностно мотивирован, убежден в значимости брака и семьи для построения личной жизни человека и гражданина даже в случае некоторого негативного опыта в собственной жизни. Еще лучше, если учитель видит какую-то содержательную ценность в этом курсе для себя, если он сам из него берет что-то лично себе.
В Министерстве говорят, что хотели бы избежать ситуации массового «назначенства» слабых преподавателей лишь для того, чтобы улучшить отчетность. Так что стопроцентного «покрытия» семьеведением всей страны в этом учебном году ожидать не стоит. Во всяком случае, его никто не обещает. Какого-то специального, отдельного, особого курса для подготовки студентов педвузов — будущих преподавателей-предметников — пока не создано, хотя разговоры о необходимости этого уже идут.
Когда вводят семьеведение в российских школах?
Уроки начнутся с этого учебного года. Появится новый предмет семьеведение в школах уже в сентябре 2024 года. С начала учебного года школьники и студенты колледжей начнут познавать мир семейной жизни за партами.
Заметьте, семьеведение — это не новинка для российских школ. Похожий урок был и во времена СССР. С 1982 года в школах изучали статьи о семье, любви и браке от знаменитых педагогов, политиков, писателей. Этот опыт слабо закрепился в образовательных учреждениях, поэтому спустя десять лет дисциплину «Этика и психология семейной жизни» убрали из школьной программы. А в 2009 году по инициативе Русской православной церкви для старшеклассников начали проводить факультативы по нравственным основам семейной жизни. Для новой дисциплины разработали методичку. Ее авторами стали иерей Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина, кандидат психологических наук. Школьников учили тому, что мужчина — добытчик, женщина — мать и хранительница очага.
Уроки о семье и сейчас ведутся в регионах. К примеру, в Самаре школьников обучают азам семейной жизни с 2017 года. С тех пор более 600 самарских школ организуют старшеклассникам один академический час в неделю в течение года. Это первый регион, который ввел факультатив о семейных ценностях во все средние образовательные учреждения.
Надолго ли урок семьеведения задержится в российских школах — покажет время. В Государственной думе переживают о том, как дисциплина будет проводиться в регионах. Депутат Татьяна Петровна Ларионова, член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, отмечает, что если в регионах отнесутся к занятиям формально, то лучше и вовсе отказаться от уроков. А председатель этого Комитета Нина Александровна Останина говорит, что это добровольная программа и «не все образовательные организации в текущем учебном году введут этот предмет, как мы уже поняли, даже в виде дополнительного».